Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 мая 2014 г. N 03-03-РЗ/23603 О распределении расходов организации на прямые и косвенные

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 мая 2014 г. N 03-03-РЗ/23603

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке распределения расходов организации на прямые и косвенные и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 318 Кодекса расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности, материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 Кодекса, расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда, и суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), и закрепляет его в учетной политике для целей налогообложения.

При этом согласно пункту 2 статьи 318 Кодекса, сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных Кодексом. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 Кодекса.

Глава 25 Кодекса не содержит прямых положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов к прямым или косвенным.

Однако из норм статей 252, 318, 319 Кодекса, следует, что выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть обоснованным.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативно-правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора
Департамента

А.С. Кизимов

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Расходы на производство и реализацию подразделяются на прямые и косвенные. В первые включаются, в частности, следующие. Во-первых, материальные затраты. Во-вторых, расходы на оплату труда участвующего в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) персонала, а также на ОПС, ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ОМС, ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, начисленные на указанные суммы затрат на оплату труда. В-третьих, начисленная амортизация по используемым при производстве ОС.

К косвенным относятся все иные расходы. Исключение - внереализационные.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике перечень прямых расходов в связи с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг).

Косвенные расходы на производство и реализацию относятся в полном объеме к затратам текущего отчетного (налогового) периода. При этом они должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные затраты. Прямые расходы относятся к затратам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации товаров, работ, услуг, в стоимости которых они учтены.

НК РФ не ограничивает налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов к прямым или косвенным. Однако выбор затрат, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть обоснованным.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 мая 2014 г. N 03-03-РЗ/23603


Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 10-16 июня 2014 г. N 22