Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 18 июня 2012 г. N ОЗ/14146(1-2)
Резолютивная часть решения оглашена 22 декабря 2011 г.
В полком объеме решение изготовлено 11 мая 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве (далее - Московское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии Е.С. Клименко - заместителя руководителя - начальника правового отдела,
членов Комиссии:
В.А. Овчинского - заместителя начальника отдела контроля органов власти,
О.В. Диденко - главного специалиста-эксперта правового отдела,
А.В. Толкуновой - старшего специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти в присутствии представителей: префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы - Поляковой Я.Г. (доверенность от 16.12.2011 N 239), ГУП "ДЕЗ района Кузьминки" города Москвы - Тучиной Е.Г. (доверенность от 01.12.2011 N 03/2011),
рассмотрев дело N 1-16-404/77-11, возбужденное по признакам нарушения префектурой Юго-Восточного административного округа города Москвы (111024, Москва, ул. Авиамоторная д. 10) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а также префектурой Юго-Восточного административного округа города Москвы (111024, Москва, ул. Авиамоторная д. 10) и ГУП "ДЕЗ района Кузьминки" города Москвы (109439, Москва, Волгоградский просп., д, 130, к. 3) статьи 16 Закона о защите конкуренции, установила:
Московским УФАС России в рамках государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции было возбуждено дело N 1-16-404/77-11 в отношении префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а также префектурой Юго-Восточного административного округа города Москвы и ГУП "ДЕЗ района Кузьминки" города Москвы статьи 16 Закона о защите конкуренции. Рассмотрев материалы, полученные в ходе рассмотрения дела. Комиссией было установлено следующее.
1. Распоряжением префекта Юго-Восточного административного округа города Москвы от 11.02.2009 N 295 "О передаче дома-новостройки по адресу: Волгоградский проспект, д. 106, корп. 1 во временное управление ГУП "ДЕЗ района Кузьминки" (далее - распоряжение) установлено, что ГУП "ДЕЗ района Кузьминки" города Москвы назначается управляющей компанией многоквартирного дома по адресу: Волгоградский проспект, д. 106, корп. 1 до подведения итогов открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирным домом.
Передача домов-новостроек организациям, осуществляющим управление и обеспечение технического обслуживания объектов, домов во временное управление осуществляется префектурами административных округов города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08.12.1998 N 942 "О порядке приемки жилых домов в эксплуатацию и возмещения убытков организаций, осуществляющих управление и обеспечение технического обслуживания объектов, от несвоевременной реализации и распределения жилой и нежилой площади" (далее - постановление) путем издания распорядительных документов.
В приложении 3 к постановлению указывается, что организации, осуществляющие управление и обеспечение технического обслуживания объектов (в рамках постановления) - дирекции единого заказчика, товарищества собственников, иные службы заказчика и организации независимо от организационно-правового статута, которым в установленном порядке передан в управление и (или) на баланс жилой и нежилой фонд, находящийся в государственной собственности города Москвы.
Данным постановлением не регулируется порядок отбора организации, которой дом-новостройка будет передан в управление распорядительным актом префектуры.
На момент издания распоряжения порядок отбора управляющей организации для управления домами-новостройками до оформления прав на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме собственниками установлен не был.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Данная позиция также отражена в письме Федеральной антимонопольной службы от 29 октября 2008 г. N АЦ/28105.
Правоотношения по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом урегулированы частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
В соответствии с указанными правовыми нормами, управляющая организация определяется по результатам открытого конкурса, обеспечивающего равные возможности хозяйствующим субъектам, осуществляющим оказание услуг по управлению многоквартирными домами.
Торги являются наиболее конкурентным способом заключения договора, поскольку осуществляются путем широкого оповещения желающих принять в них участие и направлены на создание для как можно большего числа потенциальных участников доступа к праву на заключение договора.
Законом о защите конкуренции в качестве организационных и правовых основ защиты конкуренции определено предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом в силу положений статьи 15 Закона о защите конкуренции не допускается предоставление преимуществ органами государственной власти субъектов Российской Федерации одним хозяйствующим субъектам и создание препятствий для доступа другим хозяйствующим субъектам на товарный рынок, поскольку это является ограничением и устранением конкуренции.
Издание префектурой Юго-Восточного административного округа распоряжения, согласно которому многоквартирный дом по адресу: Волгоградский проспект, д. 106, корп. 1, передаются в управление ГУП "ДЕЗ района Кузьминки" без проведения конкурентной процедуры отбора создает преимущественные условия для деятельности ГУП "ДЕЗ района Кузьминки" на товарном рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в границах района Кузьминки города Москвы по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на данном рынке.
Префектурой Юго-Восточного административного округа не указана конкретная норма федерального законодательства, разрешившая принять распоряжение, а значит определить на неконкурентной основе хозяйствующий субъект, который будет осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом.
Указание в распоряжении на то, что ГУП "ДЕЗ района Кузьминки" было назначено управляющей организацией временно, не может быть принято в расчет как обстоятельство, исключающее в действиях по изданию данного акта нарушение антимонопольного законодательства. Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие ограничивающих конкуренцию актов органов исполнительной власти независимо от срока действия таких актов во времени, если такие акты могут привести или приводят к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на товарном рынке.
Установленный приведенной нормой запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Следовательно, для ГУП "ДЕЗ района Кузьминки" созданы преимущественные условия осуществления экономической деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам, оказывающим аналогичные услуги на рынке управления многоквартирными домами в границах района Кузьминки города Москвы.
Проанализировав доводы, заявленные лицами, участвующими в деле, Комиссия пришла к выводу, что префектура Юго-Восточного административного округа города Москвы, путем издания распоряжения, реализация положений которого могла привести к ограничению конкуренции, нарушила часть 1 статьи 15 Зашла о защите конкуренции.
Вместе с тем, согласно протоколу общего собрания собственников помещения по выбору способа управлении многоквартирным домом по адресу: Волгоградский проспект, д. 106, корп. 1 от 20.10.2011 N б/н, ГУП "ДЕЗ района Кузьминки" было избрано управляющий организацией. В связи с выбором управляющей организации по управлению данным многоквартирным домом распоряжение фактически утратило силу,
2. В ходе осуществления проверки Комиссией установлено, что ГУП "ДЕЗ района Кузьминки" по соглашению с префектурой Юго-Восточного административного округа, на основании распоряжения, приступило к управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Волгоградский проспект, д. 106, корп. 1.
Согласно части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, под управлением многоквартирными домами понимается оказание за плату услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Таким образом, управление многоквартирными домами - коммерческая деятельность, направленная на извлечение прибыли.
Предоставление конкретному хозяйствующему субъекту, а именно ГУП "ДЕЗ района Кузьминки" преимущества, путем предоставления на неконкурентной основе возможности осуществления деятельности, целью которой является истечение прибыли, влияет на конкуренцию на товарном рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в границах района Кузьминки города Москвы.
Кроме того, предоставление такого преимущества именно ГУП "ДЕЗ района Кузьминки" свидетельствует о соглашении между предприятием и префектурой Юго-Восточного административного округа города Москвы.
Для целей соответствующего правового регулирования, в соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под соглашением понимается договоренность в письменной форме, а также договоренность в устной форме.
О наличии между префектурой Юго-Восточного административного округа города Москвы и ГУП "ДЕЗ района Кузьминки" такой договоренности в устной форме свидетельствуют, во-первых, - издание распоряжения, императивно указывающего на единственный хозяйствующий субъект, которому предоставлено право без предварительного отбора на конкурентной основе осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли, во-вторых, - осуществление ГУП "ДЕЗ района Кузьминки" действий, непосредственно связанных с управлением многоквартирными ломами, а именно:
- начисление оплаты за оказание жильцам услуг;
- заключение договоров с подрядными организациями (договор от 28.12.2009 N 9 на эксплуатацию, содержание и ремонт жилищного фонда по участкам N 13 с ЗАО "Эксплуатационная компания ТСЖ", договор от 01.07.2009 N 38 на эксплуатацию, содержание и ремонт жилищного фонда по участкам N 13 с ООО "НОВЭК", договор подряда от 27.12.2010 N 13 на эксплуатацию, содержание и ремонт жилищного фонда по участкам N 13 с ООО "НОВЭК",
- получение бюджетных субсидий (договор на предоставление субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме от 19.03.2010 N 81/10-БС заключенное с ГУ "ИС ЮВАО", договор на предоставление субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме от 03.02.2011 N 29/11-БС заключенное с ГУ "ИС ЮВАО"). Факт получения прибыли ГУП "ДЕЗ района Кузьминки" установлен Комиссией Московского УФАС России на основании представленных сведений о начислениях жильцам за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (вх. N 6332 от 11.03.2012). Согласно представленной информации, ГУП "ДЕЗ района Кузьминки" за период с сентября 2009 года по октябрь 2011 года было произведено таких начислений на сумму 2 218 687 (два миллиона двести восемнадцать тысяч шестьсот восемьдесят семь) рублей 95 копеек.
Не обоснован довод ГУП "ДЕЗ района Кузьминки" об обязательности выполнения распоряжений префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы, поскольку действующим законодательством не предусматривается исполнение правовых актов, указывающих на осуществление каких-либо действий в нарушении принципа законности. Также в уставе ГУП "ДЕЗ района Кузьминки" города Москвы, утвержденном распоряжением Департамента имущества города Москвы от 19.03,2007 N 760-р отсутствуют указания на подчиненность префектуре, а также на обязанность выполнения актов и иных распоряжений префектуры.
В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Комиссия пришла к выводу, что в связи с принятием акта, который направлен на ограничение доступа других хозяйствующих субъектов на товарный рынок, последствием такого действия является предоставление ГУП "ДЕЗ района Кузьминки" преимущества в осуществлении экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируются поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности.
В связи с изложенным, в действиях префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы и ГУП "ДЕЗ района Кузьминки" установлен факт нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Однако, в связи с тем, что с октября 2011 года управление домом осуществляется на основании протокола общего собрания собственников помещения по выбору способа управления многоквартирным домом по адресу: Волгоградский проспект; д. 106, корп, 1 дело в указанной части подлежит прекращению в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Таким образом, Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать префектуру Юго-Восточного административного округа города Москвы нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем издания акта, а именно: распоряжения префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы от 11.02.2009 N 295 "О передаче дома-новостройки по адресу: Волгоградский проспект, д. 106, корп. 1 во временное управление ГУП "ДКЗ района Кузьминки", реализация положений которого могла привести к ограничению конкуренции.
2. Признать префектуру Юго-Восточного административного округа города Москвы и ГУП "ДЕЗ района Кузьминки" нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции путем заключения соглашения, которое могло привести к ограничению конкуренции.
3. Прекратить дело в отношении префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы и ГУП "ДЕЗ района Кузьминки" по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
4. Прекратить дело в отношении префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
5. Предписание префектуре Юго-Восточного административного округа города Москвы и ГУП "ДЕЗ района Кузьминки" не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
6. Передать материалы дела N 1-16-404/77-11 должностному лицу Управления для принятия решения о возбуждении производства или об отказе в возбуждении производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.9 и статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного должностного лица префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы и ГУП "ДЕЗ района Кузьминки".
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.
Примечание: за невыполнение в установленным срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, не освобождает от обязанности исполнять решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии |
Е.С. Клименко |
Члены Комиссии: |
В.А. Овчинский |
|
О.В. Диденко |
|
А.В. Толкунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 18 июня 2012 г. N ОЗ/14146(1-2)
Текст решения официально опубликован не был