Решение Верховного Суда РФ от 28 мая 2014 г. N АКПИ14-349 Об отказе в признании частично недействующим абзаца второго пункта 106 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82

Решение Верховного Суда РФ от 28 мая 2014 г. N АКПИ14-349

 

Именем Российской Федерации

ГАРАНТ:

Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 30 сентября 2014 г. N АПЛ14-383 настоящее решение оставлено без изменения

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.

при секретаре Петровой О.А.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" о признании частично недействующим абзаца второго пункта 106 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82, установил:

приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82 утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Правила), которые действуют в редакции приказов Минтранса России от 8 октября 2008 г. N 165, от 25 октября 2010 г. N 231, от 2 апреля 2012 г. N 88.

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 сентября 2007 г., регистрационный номер 10186, опубликован в "Российской газете" от 10 октября 2007 г.

Согласно пункту 106 Правил один ребенок в возрасте до двух лет перевозится в сопровождении совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им восемнадцатилетнего возраста при внутренних перевозках бесплатно, при международных - со скидкой в размере девяноста процентов от нормального или специального тарифа, если отсутствуют особые условия применения специального тарифа, и без предоставления ребенку отдельного места. Если ребенку в возрасте до двух лет по просьбе сопровождающего пассажира предоставляется отдельное место, то такой ребенок перевозится со скидкой в размере пятидесяти процентов от нормального или специального тарифа, если отсутствуют особые условия применения специального тарифа.

Другие следующие с пассажиром дети в возрасте до двух лет, а также дети в возрасте от двух до двенадцати лет перевозятся со скидкой в размере пятидесяти процентов от нормального или специального тарифа, если отсутствуют особые условия применения специального тарифа, с предоставлением им отдельных мест.

ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим абзаца второго пункта 106 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 5 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации и нарушают права заявителя самостоятельно устанавливать как сам тариф, так и его размер, в том числе путем установления скидок.

Адвокат Костин А.В., представляющий интересы ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", поддержал заявленные требования и пояснил в суде, что оспариваемые положения абзаца второго пункта 106 Правил изданы Минтрансом России за пределами предоставленных ему полномочий, порождают правовую неопределенность и нарушают право заявителя самостоятельно устанавливать тарифы на осуществляемые перевозки пассажиров.

Представители Министерства транспорта Российской Федерации Калинина А.С., Коновалов Д.В., Сухарникова Е.А., Министерства юстиции Российской Федерации Балоян К.Т. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушают права перевозчиков.

Выслушав объяснения представителей ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" адвоката Костина А.В., Минтранса России Калининой А.С., Коновалова Д.В., Сухарниковой Е.А., Минюста России Балояна К.Т., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.E., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Договор воздушной перевозки в силу статей 426, 789 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичным договором, заключая который авиакомпания-перевозчик не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Будучи разновидностью одного из публичных договоров, в договоре воздушной перевозки цена услуг, а также иные условия устанавливаются одинаковыми (в пределах выбранного тарифа) для всех потребителей этих услуг.

Договор перевозки по своей правовой природе является возмездным. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (статья 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Воздушный кодекс Российской Федерации предусматривает, что перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации (пункт 2 статьи 64).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, в соответствии с которым Минтранс России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; правила формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов.

Конкретизируя предписания статей 102 и 106 Воздушного кодекса Российской Федерации, Правила предусматривают, что дети в возрасте от двух до двенадцати лет перевозятся со скидкой в размере пятидесяти процентов от нормального или специального тарифа, если отсутствуют особые условия применения специального тарифа, с предоставлением им отдельных мест (абзац второй пункта 106).

Перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров (статья 102 Воздушного кодекса Российской Федерации). Регулируя отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации, Воздушный кодекс Российской Федерации в подпункте 3 пункта 2 статьи 106 предусматривает право пассажира воздушного судна бесплатно, при международных воздушных перевозках - в соответствии с льготным тарифом, перевезти с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше двух лет, а также дети в возрасте от двух до двенадцати лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2011 г. N 29-П по делу о проверке конституционности положения подпункта 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "Авиационная компания "Полет" и открытых акционерных обществ "Авиакомпания "Сибирь" и "Авиакомпания "ЮТэйр" положения подпункта 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.

Несостоятельными являются доводы заявителя о противоречии оспариваемой правовой нормы пункту 5 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Из содержания договора воздушной перевозки пассажира следует, что перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку (статья 103 Воздушного кодекса Российской Федерации). Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Воздушный кодекс Российской Федерации предоставляет перевозчику право установления платы за воздушные перевозки пассажиров. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Так, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155 утверждены Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, обязывающие его рассчитывать стоимость перевозки на основе применяемых тарифов, их комбинаций, сборов. В соответствии с названными Правилами (в редакции приказа Минтранса России от 5 марта 2013 г. N 67) в пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов (за исключением расходов на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и расходов на операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира), на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, с предоставлением скидок детям в возрасте от двух до двенадцати лет, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82.

Авиакомпания "ЮТэйр" как коммерческая организация самостоятельно осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли при оказанию транспортных услуг (воздушная перевозка) и требования определенные федеральными авиационными правилами обязательны для соблюдения юридическими лицами.

Следовательно, определение федеральным органом государственной власти в области транспорта скидки в размере пятидесяти процентов от нормального или специального тарифа (льготный тариф) не может рассматриваться как противоречащее действующему законодательству правовое регулирование.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" о признании частично недействующим абзаца второго пункта 106 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Н.С. Романенков

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Верховного Суда РФ от 28 мая 2014 г. N АКПИ14-349


Текст решения официально опубликован не был


Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 30 сентября 2014 г. N АПЛ14-383 настоящее решение оставлено без изменения