В практике урегулирования налоговых споров в досудебном порядке рассматривается много вопросов о правомерности перехода налогоплательщиков на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности либо о правомерности применения вместо него общей системы налогообложения.
Так, возникают ситуации, когда предприниматель, торгуя товарами в розницу, применяет общую систему налогообложения, исчисляя по правилам этой системы налог на добавленную стоимость и декларируя облагаемые им операции и суммы исчисленного налога. Однако по результатам контрольных мероприятий налоговый орган приходит к выводу, что осуществляемая деятельность требует применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
При этом имеют место случаи, когда налоговым органом устанавливается неуплата как по единому налогу на вмененный доход, так и по налогу на добавленную стоимость.
В силу положений пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации возникает вопрос о необходимости уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость на том основании, что налогоплательщик при осуществлении деятельности сам определял соответствующую сумму налога расчетным путем, получал ее от покупателей в составе цены за товары и отражал ее в налоговой декларации.
Пункт 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации предписывает включать в цену (тариф) товара (работы, услуги) при его реализации населению сумму налога на добавленную стоимость, не выделяя эту сумму на выставляемых ярлыках, ценниках, а также в чеках и в других документах, выдаваемых покупателю, а пункт 7 данной статьи приравнивает выдачу покупателю кассового чека или иного документа установленной формы при реализации товаров за наличный расчет населению к исполнению общих требований по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур, предусматривающих выделение в счете-фактуре отдельной строкой соответствующей суммы налога.
Таким образом, розничные продавцы считаются выполнившими предъявляемые к плательщикам налога на добавленную стоимость требования по выставлению счета-фактуры даже без выделения суммы данного налога в цене товара, а потому вправе претендовать на налоговые вычеты, которые компенсируют включение соответствующих сумм налога в цену поставленного им товара, в дальнейшем реализуемого непосредственно населению.
При этом предписания статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе ее пунктов 6 и 7, адресованы именно плательщикам налога на добавленную стоимость и не содержат оговорок о возможности их распространения на лиц и на операции, которые от уплаты этого налога освобождены в силу закона.
Пункты 6 и 7 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации не дают оснований для вывода о том, что приравненная для целей обложения налогом на добавленную стоимость к выставлению счетов-фактур выдача покупателям кассовых чеков (иных документов установленной формы) при розничной реализации товаров (работ, услуг) обязывает продавца таких товаров (работ, услуг) как плательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость.
Плательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не признаются, по общему правилу, плательщиками налога на добавленную стоимость. Вместе с тем, пункт 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации возлагает обязанность по уплате налога на добавленную стоимость на лиц, не являющихся его плательщиками, или на плательщиков данного налога, освобожденных от исполнения обязанностей, связанных с его исчислением и уплатой, при условии выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы данного налога.
Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 03 июня 2014 года N 17-П, положения пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации не должны пониматься в правоприменительной практике как допускающие признание лица, которое не является плательщиком налога на добавленную стоимость в силу абзаца третьего пункта 4 статьи 346.26 данного Кодекса и не выставляет покупателям счета-фактуры с выделенной в них суммой налога на добавленную стоимость, обязанным уплатить этот налог в бюджет только на том основании, что такое лицо, полагая необходимым использование общей системы налогообложения, указывало его в своей налоговой декларации, исчисляя при розничной реализации товаров (работ, услуг) сумму налога расчетным путем.
По результатам рассмотрения жалоб налогоплательщиков с учетом конкретных фактических обстоятельств и складывающейся судебной практики делается вывод, что реализация товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам с учетом налога на добавленную стоимость в результате неправильного применения налогоплательщиком общей системы налогообложения не порождает у них налогового обязательства перед государством и не влечет изъятия суммы налога в доход бюджета.
Одновременно следует учитывать, что налоговое законодательство допускает возможность выбора налогоплательщиком того или иного метода учетной политики, применения налоговых льгот или отказа от них, однако, указанная диспозитивность не должна использоваться для неправомерного сокращения налоговых поступлений в бюджет в результате злоупотребления налогоплательщиками своими правомочиями.
Такой подход при рассмотрении жалоб налогоплательщиков обусловлен разъяснениями, отраженными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2014 года N 17-П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В практике урегулирования налоговых споров в досудебном порядке рассматривается много вопросов о правомерности перехода на ЕНВД либо о применении вместо этого режима общей системы.
Разъяснены актуальные вопросы по НДС, возникающие при рассмотрении жалоб плательщиков. Учтены выводы Конституционного Суда РФ (постановление от 3 июня 2014 г. N 17-П).
НК РФ обязывает включать НДС в цену (тариф) товара (работы, услуги) при реализации населению. Его нельзя выделять на ярлыках, ценниках, а также в чеках и в других документах.
При этом выдача последних при продаже товаров за наличные приравнивается к исполнению общих требований по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур, предусматривающих указание НДС отдельной строкой.
Таким образом, розничные продавцы считаются выполнившими требование по выставлению счета-фактуры без выделения налога. Они вправе претендовать на вычеты, которые компенсируют включение НДС в цену товара, в дальнейшем реализуемого непосредственно населению.
Отмечено, что указанные правила адресованы именно плательщикам НДС. Кодекс не содержит оговорок о возможности распространить их на лиц и операции, которые от налога освобождены в силу закона.
Эти положения не предполагают возложения на лицо, занимающееся розничной торговлей без выставления счетов-фактур, обязанности по уплате НДС, если он применяет ЕНВД. Приравненная к выставлению счета-фактуры выдача кассового чека - не основание для уплаты НДС.
Также указано, что реализация товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам с учетом НДС в результате неправильного применения общей системы налогообложения не порождает обязательства перед государством и не влечет изъятия налога в бюджет.
Информация Федеральной налоговой службы от 15 августа 2014 г. "ФНС России разъяснила актуальные вопросы по НДС, возникающие при рассмотрении жалоб налогоплательщиков"
Текст информации официально опубликован не был