Письмо Ассоциации российских банков от 20 ноября 2014 г. N А-01/5-769
Обращаемся к Вам по просьбе банков - членов АРБ, в практической деятельности которых возникают вопросы, связанные с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
1. О возможности распространения Закона N 44-ФЗ на договоры банковского вклада, заключенные с субъектами, указанными в пункте 3 части 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ.
По нашему мнению, решение этой проблемы должно быть основано не только на нормах Закона N 44-ФЗ, но и Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ указанный закон регулирует отношения по поводу поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг по договорам, заключенным от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом, в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.
Лица, перечисленные в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, финансируются за счет государственного бюджета. Поэтому порядок открытия счетов в банках, включая депозитные счета, должен регулироваться статьями 155, 156 БК РФ. Этими нормами предусмотрено, что обслуживание счетов бюджетов осуществляет Центральный банк Российской Федерации и его учреждения, а кредитные организации могут выполнять эти функции только в случаях отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
Отсюда следует, что по общему правилу, бюджетные средства должны храниться на бюджетных счетах в органах казначейства, а в конечном итоге - в Банке России, и только в исключительных случаях - в кредитных организациях. Средства государственного и муниципального бюджетов имеют строго целевое назначение и не могут отвлекаться в банковские вклады.
Помимо средств бюджетного финансирования бюджетные организации получают платежи от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности. Эти средства также по общему правилу учитываются на счетах в органах казначейства, а, в конечном счете - в составе средств соответствующего бюджета, что исключает их размещение во вклады в кредитных организациях.
Если по каким-либо законным основаниям средства, полученные бюджетными организациями от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, размещены в кредитных организациях на банковских счетах, то они могут перечисляться в банковские вклады.
Для указанного последнего случая должен применяться Закон N 44-ФЗ, статьей 1 которого предусмотрено, что установленным им порядком следует руководствоваться при заключении бюджетными учреждениями гражданско-правового договора, предметом которого является оказание услуги. Из пункта 2 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) следует, что к понятию "услуга" в широком смысле относятся также договор банковского вклада. Полагаем, что требования Закона N 44-ФЗ должны применяться при заключении договора банковского вклада с лицами, поименованными в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ.
В связи с изложенным просим Вас высказать официальную позицию Минфина России допустимости применение Закона N 44-ФЗ при заключении договора банковского вклада с лицами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ.
2. О необходимости размещения сведений о заключении договора банковского вклада с субъектами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, если такой договор был заключен путем размещения заказа у единственного поставщика.
В соответствии с частью 2 статьи 93 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, когда такая закупка разрешена этим законом, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее, чем за пять дней до даты заключения контракта. Полагаем, что в случае заключения бюджетным учреждением договора банковского вклада по результатам закупки путем размещения заказа у единственного поставщика, вкладчику необходимо размещать сведения о такой закупке в единой информационной системе.
На основании изложенного просим высказать официальную позицию Минфина России о необходимости размещения сведений о заключении договора банковского вклада с субъектами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, если такой договор был заключен путем размещения заказа у единственного поставщика.
3. О необходимости включения в план закупок информации о заключении договора банковского вклада путем размещения заказа у единственного поставщика субъектами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 21 Закона N 44-ФЗ в план-график включается информация: наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктом 3 части 1 статьи 21 Закона N 44-ФЗ" следует читать "пунктом 2 части 3 статьи 21 Закона N 44-ФЗ"
Полагаем, что в случае заключения субъектом, обозначенным в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, договора банковского вклада по результатам закупки путем размещения заказа у единственного поставщика, вкладчику необходимо включать информацию о такой закупке в план закупок.
В связи с изложенным просим Вас высказать официальную позицию Минфина России об обязанности вкладчика, относящегося к числу субъектов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, включать в план закупок информацию о заключении договора банковского вклада путем размещения заказа у единственного поставщика.
4. О порядке определения стоимости закупки в случае заключения договора банковского вклада субъектом, указанным в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ.
Из статьи 834 ГК РФ следует вывод, что бюджетное учреждение-вкладчик, внесшее сумму вклада в банк, по окончании срока договора банковского вклада должно получить как сумму вклада, так и проценты на него, согласованные в договоре. Таким образом, затраты в виде уплаты суммы процентов несет не вкладчик, а банк, т.е. услугодатель. Получается, что для вкладчика эта операция не приносит каких-либо расходов, а напротив, дает прибыль. Данный пример показывает, что банковские вклады не в полной мере могут быть отнесены к традиционным услугам, в том числе и для целей применения Закона N 44-ФЗ. В этой связи не понятно, как считать "стоимость услуги" в данном случае.
В связи с изложенным просим Вас ответить на вопросы:
- что считать "стоимостью закупки" в случае заключения договора банковского вклада бюджетным учреждением;
- следует ли включать в стоимость закупки сумму вклада и начисленные проценты за весь срок вклада либо в стоимость закупки данной финансовой услуги включается только сумма начисленных процентов за весь срок вклада?
5. О порядке продления срока действия договора банковского вклада, заключенного путем размещения заказа у единственного поставщика.
Вопрос о порядке продлении срока договора банковского вклада возник в случае, когда в положении о закупках бюджетного учреждения-заказчика, предусмотрена возможность заключения договора банковского вклада путем размещения заказа у единственного поставщика (без конкурентных процедур).
В связи с изложенным просим Вас ответить на вопросы:
- вправе ли стороны договора банковского вклада по окончании срока вклада в указанной ситуации пролонгировать этот договор на тех же условиях на новый срок без соблюдения процедуры закупки?
- необходимо ли включать в Положение о закупках заказчика возможность такой пролонгации договора банковского вклада?
В связи с необходимостью корректного применения Закона N 44-ФЗ банковским сообществом просим Вас ответить на поставленные вопросы.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 20 ноября 2014 г. N А-01/5-769
Текст письма официально опубликован не был