Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 ноября 2014 г. N 5-КГ14-124 Суд отменил апелляционное определение по делу о взыскании незаконно удерживаемых денежных средств, неустойки, возмещении убытков, компенсации морального вреда и направил дело на новое рассмотрение, поскольку факт нарушения прав потребителя презюмирует обязанность ответчика компенсировать моральный вред и отказ в удовлетворении требования о компенсации морального вреда не допускается

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Гражданин просил взыскать с банка незаконно удерживаемые денежные средства, неустойку, возмещение убытков и компенсацию морального вреда.

Как следует из материалов дела, истец дал распоряжение закрыть счет по вкладу, открытый на имя его умершей матери, наследником которой он является, и снял оттуда деньги. В этот же день он внес их на свою банковскую карту. Из-за сбоя программного обеспечения денежные средства с карты были сняты банком и вновь зачислены на счет умершей. Операция по закрытию ее счета была отменена с возвратом на него денежных средств. А по счетам истца возник отрицательный остаток (неразрешенный овердрафт), в связи с чем поступающие на них денежные средства принудительно удерживались банком.

В иске было отказано. Но Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ направила дело на новое рассмотрение ввиду следующего.

Правоотношения, возникшие между истцом и ответчиком, регулируются Законом о защите прав потребителей.

Обратившись в банк с намерением закрыть счет, гражданин рассчитывал, что его распоряжение будет выполнено надлежащим образом с достижением той цели, для которой эта финансовая услуга производится.

Работа программного центра охватывается рамками предпринимательской деятельности банка. Сбой программного обеспечения не является следствием непреодолимой силы и потому не освобождает банк от ответственности перед клиентом за ненадлежащее предоставление услуги.

В договоре банковского обслуживания предусматривалось, что банк не несет ответственности в случае технических сбоев, повлекших за собой невыполнение банком условий договора. Данный пункт договора не подлежал применению как ущемляющий права потребителя и противоречащий ГК РФ.

По смыслу Закона о защите прав потребителей сам факт нарушения прав потребителя презюмирует обязанность ответчика компенсировать моральный вред и отказ в удовлетворении требования о компенсации морального вреда не допускается.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 ноября 2014 г. N 5-КГ14-124


Текст определения официально опубликован не был