Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 июня 2014 г. N 03-08-05/29364
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи c вопросом о применении Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 г. (далее - Конвенция) сообщает следующее.
1. Согласно статье 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение доходов, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ею налоговой базы в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
Статьей 7 Кодекса установлен приоритет норм международного договора Российской Федерации, содержащего вопросы, касающиеся налогообложения и сборов, над правилами и нормами, содержащимися в российском налоговом законодательстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Конвенции прибыль российской организации может облагаться в Республике Казахстан, только если такая организация осуществляет свою деятельность в Республике Казахстан через расположенное там постоянное представительство и только в той части, которая относится к такому постоянному представительству.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 5 Конвенции термин "постоянное учреждение (представительство)" для целей применения Конвенции означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного договаривающегося государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве.
Согласно подпункту в) пункта 4 Конвенции постоянное представительство включает оказание услуг, включая консультационные услуги, оказываемые резидентами через служащих или другой персонал, нанятый резидентом для таких целей, но только если деятельность такого характера продолжается (для такого или связанного с ним проекта) в пределах страны более чем 12 месяцев.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпункту в) пункта 3 статьи 5"
При применении действующих соглашений об избежании двойного налогообложения компетентные органы договаривающихся государств руководствуются комментариями к модели Конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (далее - Комментарии).
Согласно Комментариям основным критерием, определяющим, приводит ли осуществление той или иной деятельности к образованию постоянного представительства, является критерий регулярности такой деятельности на территории другого государства.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с Комментариями определение понятия постоянного представительства, как постоянного места бизнеса, через которое предприятие проводит всю или часть своей коммерческой деятельности, содержит:
- существование места бизнеса;
- место бизнеса должно быть "фиксированным", то есть должно быть установлено в определенном месте с определенной степенью постоянства;
- осуществление коммерческой деятельности предприятия через фиксированное место бизнеса с участием лиц (персонала), которые тем или иным образом зависят от предприятия и ведут бизнес предприятия в государстве, в котором находится фиксированное место бизнеса.
2. Если сотрудники компании оказывают услуги на территории Республики Казахстан на протяжении 12 месяцев на условиях одного или нескольких договоров, заключенных между резидентом Российской Федерации и резидентом Республики Казахстан, и такая деятельность носит регулярный характер (повторяющийся), то соблюдаются условия для возникновения постоянного представительства в Республике Казахстан.
3. В соответствии с Комментариями постоянное представительство начинает свое существование с того момента, когда организация начинает осуществлять свою деятельность через постоянное место бизнеса. Постоянное представительство перестает существовать с момента прекращения деятельности через это представительство. Следует отметить, что такая деятельность необязательно должна быть постоянной, то есть производиться без перерыва в операциях, но при этом операции должны иметь регулярный характер.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения о применении Конвенции между Россией и Казахстаном об устранении двойного налогообложения.
В соответствии с конвенцией прибыль российской организации может облагаться в Казахстане, только если такая организация осуществляет свою деятельность в Республике через расположенное там постоянное представительство и только в той части, которая относится к такому представительству.
Разъяснено, что понимается под постоянным представительством.
Если сотрудники компании оказывают услуги на территории Казахстана на протяжении 12 месяцев на условиях одного или нескольких договоров, заключенных между резидентом России и резидентом Казахстана, и такая деятельность носит регулярный характер (повторяющийся), то соблюдаются условия для возникновения постоянного представительства в Казахстане.
Деятельность через постоянное представительство необязательно должна быть постоянной, то есть производиться без перерыва в операциях, но при этом операции должны иметь регулярный характер.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 июня 2014 г. N 03-08-05/29364
Текст письма официально опубликован не был