Решение Верховного Суда РФ от 9 декабря 2014 г. N АКПИ14-1216
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой A.M.
при секретаре Березиной А.В.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы муниципального образования город Кировска с подведомственной территорией о признании частично недействующим пункта 2.2.1 Санитарных правил "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г., установил:
5 августа 1988 г. Главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем Министра здравоохранения СССР утверждены санитарные правила "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (далее - СанПиН 42-128-4690-88).
Согласно пункту 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Глава города Кировска обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88, ссылаясь на то, что оспариваемое нормоположение противоречит положениям части 3 статьи 23 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), пункту 8.2.4 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64, поскольку допускает для лиц, осуществляющих эксплуатацию жилых зданий и помещений, в холодное время года более длительные сроки нахождения (временного хранения) отходов в контейнерах и иных емкостях, находящихся на территории жилых зданий и предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора, нарушает право органа местного самоуправления на издание законных муниципальных актов, обеспечивающих безопасные условия для здоровья человека и среды обитания.
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) Минеева О.Н., возражая против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что оспариваемая норма не противоречит федеральным законам либо другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и свобод заявителя.
Обсудив доводы заявителя, выслушав представителя заинтересованного лица, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Статья 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (в первоначальной редакции) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 23 этого закона содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
СанПин 42-128-4690-88 утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР в пределах полномочий, предоставленных Положением о государственном санитарном надзоре СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 1973 г. N 361, и содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.
Пунктом 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" установлено, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и названному соглашению.
Согласно абзацу второму постановления Государственного комитета РСФСР санитарно-эпидемиологического надзора от 6 февраля 1992 г. N 1 "О порядке действия на территории Российской Федерации нормативных актов бывшего Союза ССР в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения" на территории России действуют санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утвержденные бывшим Министерством здравоохранения СССР, в части, не противоречащей санитарному законодательству Российской Федерации.
В настоящее время функции обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, руководитель которой является Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", устанавливающие обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания. СанПин 2.1.2.2645-10 введены в действие с 15 августа 2010 г. и, следовательно, распространяются на правоотношения, возникшие после 15 августа 2010 г.
В соответствии с пунктом 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Суд не может согласиться с доводом заявителя о противоречии оспариваемого нормоположения требованиям пункта 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10, так как СанПиН 42-128-4690-88 содержат общие требования, в том числе к сбору твердых бытовых отходов, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных пунктов (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий в целом, в то время как СанПиН 2.1.2.2645-10 содержат требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве зданий, предназначенных для постоянного проживания. Соответственно, пункт 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 устанавливает требования к хранению отходов в дворовых контейнерах (сборниках), пункт 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 - в контейнерах, располагающихся в жилых зданиях и помещениях.
Таким образом, положения пункта 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 подлежат применению во взаимосвязи с действующими нормативно-правовыми актами в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучения населения в Российской Федерации.
В силу пунктов 24, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, утверждение правил благоустройства территории городского округа.
Таким образом, положения пункта 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 не противоречат действующему санитарному законодательству, компетенцию и охраняемые законом интересы заявителя как органа местного самоуправления не нарушают.
При таких обстоятельствах на основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления главы муниципального образования города Кировска с подведомственной территорией о признании частично недействующим пункта 2.2.1 санитарных правил "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г., отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
A.M. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривалось одно из требований Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-880).
Данное требование регулирует вопросы временного хранения отходов в дворовых сборниках.
При таком хранении должна исключаться возможность загнивания и разложения отходов.
Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более 3 суток, в теплое время (при +5 град. и выше) не более суток (ежедневный вывоз).
В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
По мнению заявителя, данное требование незаконно. Оно позволяет лицам, осуществляющим эксплуатацию жилых зданий и помещений, допускать в холодное время года более длительные сроки нахождения (временного хранения) отходов в контейнерах и иных емкостях на придомовых территориях.
Тем самым нарушается право органа местного самоуправления издавать акты, обеспечивающие безопасные условия для здоровья человека и среды обитания.
ВС РФ не согласился с такой позицией и указал следующее.
Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утвержденные в период существования СССР (к числу которых относятся и оспариваемые), действуют в части, не противоречащей санитарному законодательству России.
С 15 августа 2010 г. введены в действие СанПин 2.1.2.2645-10 ("Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях").
Исходя из них, контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Данные СанПин содержат требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве объектов, предназначенных для постоянного проживания.
Довод о том, что оспариваемое требование противоречит этим СанПин, несостоятелен.
Оспариваемое требование регулирует вопросы хранения отходов в дворовых контейнерах (сборниках), а данные СанПиН - в контейнерах, располагающихся в жилых зданиях и помещениях.
Таким образом, оспариваемое требование не противоречит санитарному законодательству.
Решение Верховного Суда РФ от 9 декабря 2014 г. N АКПИ14-1216
Текст решения официально опубликован не был