Письмо Минфина России от 13 декабря 2013 г. N 02-01-011/54916
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение и сообщает.
Основной целью Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) является создание правовых механизмов, способствующих повышению качества и доступности государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями, а также повышение эффективности деятельности этих учреждений.
Федеральным законом N 83-ФЗ, установившим три типа государственных (муниципальных) учреждений с различной правоспособностью, изменен порядок финансового обеспечения деятельности государственных (муниципальных) учреждений по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ).
Согласно положениям статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) бюджетное учреждение создается Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В соответствии с законодательством Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется путем предоставления им из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), а также субсидий на иные цели.
Кроме того, согласно положениям пункта 4 статьи 9.2. Федерального закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Согласно положениям пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 9.2. Федерального закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.
При этом планируемые объемы поступлений, в том числе поступлений субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, субсидий на иные цели и поступлений от оказания бюджетным или автономным учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, и поступлений от иной приносящей доход деятельности, а также планируемые объемы выплат за счет указанных поступлений учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - План), составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения" (далее - Приказ N 81н).
В соответствии с положениями пункта 11 Приказа N 81н плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе выплат, в том числе, на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда, услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, арендную плату за пользование имуществом, услуги по содержанию имущества, прочие услуги, пособия по социальной помощи населению, приобретение основных средств, приобретение нематериальных активов, приобретение материальных запасов, прочие расходы.
Положениями пункта 12 Приказа N 81н установлено, что при принятии органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения о раздельном формировании плановых показателей по выплатам, связанным с выполнением учреждением государственного (муниципального) задания, объемы указанных выплат в пределах общего объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания могут устанавливаться по отдельным статьям расходов с превышением нормативных затрат, определенных в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией в соответствии с пунктом 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, законодательством Российской Федерации не установлено требование, что плановые показатели по выплатам, отраженные в Плане, должны соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам, использованным при расчете субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.
Исходя из изложенного, по мнению Департамента, в случае достижения экономии средств, образовавшейся в результате выполнения государственного (муниципального) задания, указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности бюджетного учреждения, в том числе, на увеличение заработной платы, с обязательным уточнением Плана в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.
Указанные перераспределения не должны влиять на выполнение показателей объема и качества государственных (муниципальных) услуг, утвержденных в государственном (муниципальном) задании.
При этом положениями Федерального закона N 83-ФЗ установлено, что осуществление контроля за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений возложено на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этих учреждений, а также установлены механизмы контроля за деятельностью учреждений, в том числе за выполнением ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), состоянием размера кредиторской задолженности, совершением крупных сделок, и предусмотрена ответственность руководителя учреждения за результаты деятельности учреждения.
Учитывая вышеизложенное, реализация Федерального закона N 83-ФЗ и проводимой им реформы способствовала, в том числе, совершенствованию механизмов финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений с расширением объема их прав в рамках выполнения государственного (муниципального) задания и реализации Плана, предоставлению права бюджетным учреждениям заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов от этой деятельности в распоряжение учреждений.
Директор Департамента бюджетной методологии |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.