• ДОКУМЕНТ

Приложение N 2. Требования к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках

Приложение N 2
к приказу Федеральной
антимонопольной службы и
Министерства энергетики РФ
от 12 января 2015 г. N 3/15/3

 

Требования
к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках

С изменениями и дополнениями от:

16 января 2018 г., 27 апреля 2020 г.

 

1. Настоящие требования разработаны в целях реализации пункта 2 части 5 статьи 6 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3434; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1941; N 27, ст. 3126; N 45, ст. 5141; 2009, N 29, ст. 3601; N 29, ст. 3610; N 29, ст. 3618; N 52, ст. 6450; N 52, ст. 6455; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; N 49, ст. 6409; 2011, N 10, ст. 1281; N 27, ст. 3873, 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4590; N 50, ст. 7343; 2012, N 31, ст. 4334; N 53, ст. 7643, 2013; N 27, ст. 3436; N 27, ст. 3477; N 30 (часть I), ст. 4084; N 44, ст. 5633; N 52 (часть I), ст. 6961; N 52 (часть I), ст. 6988; 2014, N 23, ст. 2928) и применяются к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки по продаже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, произведенных и (или) реализуемых занимающим доминирующее положение на соответствующих оптовых товарных рынках хозяйствующим субъектом (далее - занимающий доминирующее положение хозяйствующий субъект), а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц (далее - Биржевые торги).

2. Нефтепродукты, а также отдельные категории товаров, выработанных из нефти и газа, объединяются по видам биржевого товара в зависимости от условий договора, которые содержатся или будут содержаться в заявках, правилах организованных торгов и (или) спецификациях договоров, и (или) в правилах клиринга клиринговой организации, осуществляющей клиринг на соответствующих Биржевых торгах, либо определяются в соответствии с указанными документами с учетом установленных биржей видов соответствующих товаров, базисов поставки, сроков и способов исполнения обязательств.

3. При продаже на Биржевых торгах нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, произведенных и (или) реализуемых занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками Биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц, для каждого вида биржевого товара в начале торговой сессии устанавливается расчетная величина, именуемая в настоящих Требованиях стартовой ценой, которая должна быть использована указанными участниками Биржевых торгов для подачи заявок на продажу соответствующих нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, в течение торговой сессии в соответствии с пунктом 4 настоящих Требований.

3.1. Стартовая цена рассчитывается биржей и устанавливается в размере, не превышающем средневзвешенные ценовые значения сделок с соответствующим биржевым товаром, заключенных в течение предыдущей торговой сессии. При установлении стартовой цены не учитываются следующие сделки:

а) по продаже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, произведенных и (или) реализуемых занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками Биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц, его аффилированным лицам, в случае, если в течение торговой сессии количество участников Биржевых торгов, являющихся аффилированными лицами по отношению к такому хозяйствующему субъекту, и подавших заявки на покупку соответствующего биржевого товара, составляло более пятидесяти процентов;

б) заключенные на основании адресованных конкретному участнику Биржевых торгов заявок;

в) заключенные на основании заявок, поданных одним участником Биржевых торгов и содержащих встречные по отношению друг к другу волеизъявления на заключение договора с одним видом биржевого товара;

г) нестандартные сделки, определенные в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4193; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728; 2012, N 31, ст. 4334) (далее - Закон о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком).

3.2. Средневзвешенные ценовые значения сделок рассчитываются биржей в случае, если в течение торговой сессии было заключено две и более сделок, соответствующих условиям, установленным пунктом 3.1 настоящих Требований.

3.3. При отсутствии сделок, удовлетворяющих условиям для расчета стартовой цены в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 настоящих Требований, стартовая цена определяется следующими способами:

а) для биржевого товара, впервые реализуемого на бирже, стартовая цена устанавливается продавцом самостоятельно по ценам, сопоставимым с ценами внебиржевых сделок с соответствующим товаром;

б) для биржевого товара, реализация которого не осуществлялась более одного месяца, стартовая цена устанавливается продавцом самостоятельно, в пределах десятипроцентного отклонения от последнего рассчитанного биржей значения стартовой цены на соответствующий биржевой товар;

в) для биржевого товара, стартовая цена которого не рассчитывалась более одного месяца в связи с тем, что в течение торговой сессии заключались сделки по продаже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, произведенных и (или) реализуемых занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками Биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц, его аффилированным лицам, если в течение торговой сессии количество участников торгов, являющихся аффилированными лицами по отношению к такому хозяйствующему субъекту, и подавших заявки на покупку соответствующего биржевого товара, составляло более пятидесяти процентов, на основании адресованных конкретному участнику Биржевых торгов заявок, а также на основании заявок, поданных одним участником Биржевых торгов и содержащих встречные по отношению друг к другу волеизъявления на заключение договора с одним видом биржевого товара, стартовая цена устанавливается в пределах пятипроцентного отклонения от последнего рассчитанного биржей значения стартовой цены на соответствующий биржевой товар;

г) для биржевого товара, стартовая цена которого не рассчитывалась более одного месяца в связи с тем, что в течение торговой сессии заключались нестандартные сделки, определенные в соответствии с Законом о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, стартовая цена устанавливается равной последнему рассчитанному биржей значению стартовой цены на соответствующий биржевой товар;

д) для биржевого товара, стартовая цена которого не рассчитывалась менее одного месяца, в связи с тем, что отсутствовали сделки, удовлетворяющие условиям для расчета стартовой цены в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 настоящих Требований, стартовая цена устанавливается равной последнему рассчитанному биржей значению стартовой цены на соответствующий биржевой товар.

4. Ценовые предложения в заявках на продажу нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, поданных в течение торговой сессии занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками Биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц, не должны отклоняться более чем на пять процентов от значения стартовой цены соответствующего биржевого товара и более чем на десять процентов от значения стартовой цены соответствующего биржевого товара, установленной для первой торговой сессии текущего месяца.

5. Минимальное количество участников Биржевых торгов в течение торговой сессии должно составлять:

не менее двух участников, подавших заявки на продажу биржевых товаров;

не менее трех участников, подавших заявки на покупку одного вида биржевого товара.

6. Объем продаваемых на Биржевых торгах нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, произведенных и (или) реализуемых занимающими доминирующее положение хозяйствующими субъектами, в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с такими хозяйствующими субъектами, и (или) участниками Биржевых торгов, которые действуют в интересах и за счет указанных лиц, должен превышать следующие величины:

Информация об изменениях:

Подпункт "а" изменен с 5 июня 2020 г. - Приказ Минэнерго России и ФАС России от 27 апреля 2020 г. N 432/20/328

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г.

См. предыдущую редакцию

а) бензин автомобильный - восемь процентов (четыре процента в период с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года);

Информация об изменениях:

Подпункт "б" изменен с 5 июня 2020 г. - Приказ Минэнерго России и ФАС России от 27 апреля 2020 г. N 432/20/328

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г.

См. предыдущую редакцию

б) топливо дизельное - четыре процента (два процента в период с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года);

Информация об изменениях:

Подпункт "в" изменен с 5 июня 2020 г. - Приказ Минэнерго России и ФАС России от 27 апреля 2020 г. N 432/20/328

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г.

См. предыдущую редакцию

в) топливо для реактивных двигателей - восемь процентов (четыре процента в период с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года);

Информация об изменениях:

Подпункт "г" изменен с 5 июня 2020 г. - Приказ Минэнерго России и ФАС России от 27 апреля 2020 г. N 432/20/328

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г.

См. предыдущую редакцию

г) мазут - одна целая шесть десятых процента (ноль целых восемь десятых процента в период с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года);

Информация об изменениях:

Подпункт "д" изменен с 5 июня 2020 г. - Приказ Минэнерго России и ФАС России от 27 апреля 2020 г. N 432/20/328

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г.

См. предыдущую редакцию

д) сжиженные углеводородные газы для бытовых нужд и автомобильного транспорта (СПБТ - смесь пропана и бутана технических, ПТ - пропан технический, БТ - бутан технический, ПБА - пропан-бутан автомобильный, ПА - пропан автомобильный) - четыре процента (два процента в период с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года).

6.1. Объем продаваемых на Биржевых торгах нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, установленный пунктом 6 настоящих Требований, рассчитывается от месячного совокупного объема производства соответствующих видов нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, произведенных всеми занимающими доминирующее положение хозяйствующими субъектами, в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с такими хозяйствующими субъектами.

6.2. В случае, если для оказания регулирующего воздействия на Биржевых торгах продаются нефтепродукты, а также отдельные категории товаров, выработанных из нефти и газа, составляющие запасы государственного материального резерва и (или) резерва, формируемого хозяйствующими субъектами, то соответствующие объемы учитываются при расчете величин, установленных пунктом 6 настоящих Требований.

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 1 мая 2018 г. - Приказ ФАС России и Минэнерго России от 16 января 2018 г. N 48/18, 11

См. предыдущую редакцию

7. В целях удовлетворения потребностей по покупке, в том числе занимающих доминирующее положение хозяйствующих субъектов, а также лиц, входящих в одну группу лиц с такими хозяйствующими субъектами объемов нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, биржей в день проведения торговой сессии, по результатам которой рассчитывались средневзвешенные ценовые значения сделок в соответствии с пунктом 3.2 настоящих Требований, после окончания такой торговой сессии проводится дополнительная торговая сессия.

7.1. В течение дополнительной торговой сессии могут подаваться заявки на продажу и (или) покупку биржевых товаров, в отношении сделок с которыми по результатам торговой сессии, проведенной в тот же день и предшествующей дополнительной торговой сессии, биржей рассчитывались средневзвешенные ценовые значения в соответствии с пунктом 3.2 настоящих Требований.

7.2. Ценовые предложения в заявках на продажу нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, подаваемых в ходе дополнительной торговой сессии, должны соответствовать средневзвешенным ценовым значениям сделок с соответствующим биржевым товаром, заключенных в ходе торговой сессии, проведенной в тот же день и предшествующей дополнительной торговой сессии, рассчитанным биржей в соответствии с пунктом 3.2 настоящих Требований.

7.3. К дополнительной торговой сессии не применяется требование о минимальном количестве участников, установленное пунктом 5 настоящих Требований.

7.4. Объемы проданных в ходе дополнительной торговой сессии биржевых товаров не учитываются при определении соответствия объемов продаваемых на Биржевых торгах нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, величинам, установленным пунктом 6 настоящих Требований.

7.5. Дополнительная торговая сессия не учитывается для целей установления стартовой цены в соответствии с пунктом 3.1 настоящих Требований.

8. Действия организатора торговли и/или участников Биржевых торгов не нарушают антимонопольное законодательство Российской Федерации.

9. На Биржевых торгах должны быть установлены процедуры по обеспечению контроля подачи заявок на продажу нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками Биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц, в соответствии с пунктом 4 настоящих Требований.

10. Биржей установлен порядок размещения сведений о реализации нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, на Биржевых торгах, направляемых продавцом для размещения на официальном сайте биржи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учитывающий определенные Правительством Российской Федерации критерии регулярности и равномерности реализации на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа.

11. Биржей установлен порядок информирования федерального антимонопольного органа о превышении ценовых предложений в заявках на продажу нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, поданных в течение торговой сессии занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками Биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц, значений, определяемых согласно пункту 4 настоящих Требований для соответствующего биржевого товара.