Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 4 марта 2015 г. N 03-03-06/1/11187
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ООО по вопросу учета расходов на создание объектов инфраструктуры при строительстве многоквартирных домов для целей налогообложения прибыли организаций в случае последующей реализации таких объектов по цене, которая ниже величины их стоимости, а также об обложении налогом на имущество организаций таких объектов и сообщает следующее.
В части налога на прибыль организаций.
Согласно положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 268 Кодекса при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абзаце втором пункта 2 статьи 254 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 268 Кодекса если цена приобретения (создания) имущества (имущественных прав), указанного в подпунктах 2, 2.1 и 3 пункта 1 статьи 268 Кодекса, с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения прибыли организаций.
Таким образом, в случае реализации созданных объектов инфраструктуры налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой реализации на суммы расходов по созданию таких объектов, при условии их соответствия критерия, установленным пунктом 1 статьи 252 Кодекса.
При этом для целей Кодекса цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными (пункт 1 статьи 105.3 Кодекса).
В части налога на имущество организаций.
Объект налогообложения по налогу на имущество организаций установлен статьей 374 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.
Следовательно, движимое и недвижимое имущество, не учитываемое на балансе в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.
Статьей 378.2 Кодекса установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, которые применяются к объектам недвижимого имущества, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса и поименованным в пункте 1 статьи 378.2 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 378.2 Кодекса определено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливаются особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса.
Положение подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса применяется с 1 января 2015 года в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
При этом в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится в отношении учтенных в государственном кадастре объектов недвижимости.
В этой связи подлежат налогообложению по кадастровой стоимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации в рамках статьи 378.2 Кодекса учтенные в государственном кадастре объектов недвижимого имущества жилые дома и жилые помещения, учитываемые на балансе организации в качестве товаров или готовой продукции в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В случае, если законом субъекта Российской Федерации не установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, то жилые дома и жилые помещения, учитываемые на балансе организации в качестве товаров или готовой продукции в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, не облагаются налогом на имущество организаций.
Директор Департамента |
И.B. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос об учете при налогообложении прибыли расходов на создание объектов инфраструктуры при строительстве многоквартирных домов при реализации таких объектов по цене, которая ниже величины их стоимости.
Указано, что данные затраты можно признать, если они соответствуют установленным НК РФ требованиям. Применяемые в сделках цены, а также получаемые доходы (прибыль, выручка) признаются рыночными. Речь идет о договорах, сторонами которых не являются взаимозависимые лица.
Также рассмотрен вопрос об уплате налога на имущество. Так, указано, что подлежат налогообложению по кадастровой стоимости учтенные в госкадастре жилые дома и помещения, учитываемые на балансе в качестве товаров или готовой продукции.
Если законом региона не установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, то налог не уплачивается.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 4 марта 2015 г. N 03-03-06/1/11187
Текст письма официально опубликован не был