Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 июля 2014 г. N 03-11-10/36931
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы, и сообщает, что Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в порядке, установленном статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Одновременно обращаем внимание, что согласно статье 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 346.29 Кодекса установлено, что объектом налогообложения для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход признается вмененный доход налогоплательщика.
Согласно статье 346.27 Кодекса под вмененным доходом понимается потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога на вмененный доход, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога на вмененный доход по установленной ставке.
Базовой доходностью является условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.
Соответственно, налогоплательщик единого налога на вмененный доход рассчитывает данный налог исходя из вмененного дохода, то есть потенциально возможного дохода, а не фактически полученного дохода в связи с осуществлением одного из видов предпринимательской деятельности, предусмотренных пунктом 2 статьи 346.26 главы 26.3 Кодекса.
В связи с этим способ определения вмененного дохода налогоплательщика единого налога на вмененный доход не может использоваться при определении его дохода в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения.
Таким образом, в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения расчет дохода индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, должен осуществляться исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.
Расчет дохода индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в целях назначения мер социальной поддержки также следует производить исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) экономические субъекты обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ, если иное не установлено данным Законом.
Бухгалтерский учет могут не вести индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 Кодекса в обязанность налогоплательщикам вменяется ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Так, статьей 346.24 Кодекса установлено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Поэтому индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета в соответствии с Законом N 402-ФЗ.
Налогоплательщики единого налога на вмененный доход должны вести учет физических показателей, в том числе и их изменений в течение налогового периода.
Учитывая изложенное, индивидуальные предприниматели - налогоплательщики единого налога на вмененный доход подпадают под действие подпункта 1 части 2 статьи 6 Закона N 402-ФЗ и могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с указанным Законом.
При этом для индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога на вмененный доход, а также применяющих упрощенную систему налогообложения, законодательством о налогах и сборах не предусмотрена обязанность ведения учета доходов в целях, не связанных с налогообложением.
В то же время согласно пункту 4 статьи 346.11 и пункту 5 статьи 346.26 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок ведения расчетных и кассовых операций в Российской Федерации устанавливается Банком России.
В связи с этим полагаем, что для целей, не связанных с налогообложением, индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход или применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе использовать для подтверждения полученных доходов документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (например, расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.).
Одновременно сообщаем, что при определении размера доходов индивидуальных предпринимателей при расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка, по нашему мнению, можно также руководствоваться разъяснением о порядке применения подпункта "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 841 (приказ Минтруда России, Минфина России и Минобрнауки России от 29.11.2013 N 703н/112н/1294, зарегистрирован в Минюсте России 17.01.2014 N 31039).
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях назначения мер соцподдержки расчет дохода ИП, осуществляющего деятельность, облагаемую ЕНВД, должен осуществляться исходя из дохода, полученного от ведения бизнеса, уменьшенного на расходы, связанные с его получением, и на сумму налога по ЕНВД.
Расчет дохода ИП, применяющего УСН, в целях назначения мер соцподдержки также следует производить исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на расходы, связанные с его получением, и на сумму налога по УСН.
ИП, применяющие УСН, освобождаются от обязанности ведения бухучета.
ИП, применяющие ЕНВД, также могут не вести бухучет.
Для целей, не связанных с налогообложением, ИП, применяющие ЕНВД или УСН, вправе использовать для подтверждения доходов документы, свидетельствующие о факте их получения (например, расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т. п.).
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 июля 2014 г. N 03-11-10/36931
Текст письма официально опубликован не был