Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 26 мая 2015 г. N 03-11-12/30323
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному приказом Минфина России от 15 июня 2012 г. N 82н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 34.2 Кодекса финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
При этом обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 346.43 Кодекса патентная система налогообложения (далее - ПСН) устанавливается Кодексом, вводится в действие в соответствии с Кодексом и законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 346.43 Кодекса установлено, что законами субъектов Российской Федерации устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН. При этом максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не может превышать 1 млн рублей, если иное не установлено пунктом 8 статьи 346.43 Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 8 статьи 346.43 Кодекса субъекты Российской Федерации вправе устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от:
средней численности наемных работников;
количества транспортных средств, грузоподъемности транспортного средства, количества посадочных мест в транспортном средстве;
количества обособленных объектов (площадей) в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 19, 45-47 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса;
территории действия патентов, определенной в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 8 статьи 346.43 Кодекса.
На основании подпункта 4 пункта 8 статьи 346.43 Кодекса субъекты Российской Федерации вправе увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода:
не более чем в три раза - по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 9, 10, 11, 32, 33, 38, 42, 43 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса;
не более чем в пять раз - по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, осуществляемым на территории города с численностью населения более одного миллиона человек;
не более чем в десять раз - по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 19, 45-47 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса.
Кроме того отмечаем, что в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" из пункта 7 статьи 346.43 Кодекса исключен минимальный порог потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН.
В связи с этим с 1 января 2015 года размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода ограничивается только верхним порогом, то есть не может превышать 1 млн руб., что дает возможность субъектам Российской Федерации самостоятельно устанавливать минимальные размеры потенциально возможного дохода, ограничиваясь при этом только верхним пределом (если иное не предусмотрено пунктом 8 статьи 346.43 Кодекса).
Учитывая изложенное, по вопросам установления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, в том числе, в отношении розничной торговли, следует обращаться в представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что ПСН введена в действие с 1 января 2013 г. в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Таким образом, данный налоговый режим является достаточно новым среди специальных налоговых режимов. Поэтому в главу 26.5 Кодекса будут вноситься определенные коррективы, направленные на усовершенствование данного режима налогообложения.
В Российской Федерации на постоянной основе проводится работа по законодательному обеспечению поддержки малого предпринимательства, в том числе, по снижению налоговой нагрузки на малый бизнес.
Так, следует иметь в виду, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 года N 98-р утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (далее - План), который включает в себя несколько направлений по обеспечению и поддержанию наиболее значимых секторов экономики.
Пунктами 23-33 Плана предусмотрена поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, которая предусматривает, в том числе предоставление фискальных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В то же время, согласно Плану перечень предусмотренных первоочередных мероприятий не является исчерпывающим и будет при необходимости дополняться новыми антикризисными мерами, выработанными, в том числе, на основании предложений, поступающих от Федерального Собрания Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также представителей профессионального и экспертного сообщества и т.д.
В этой связи сообщаем, что замечания и предложения, изложенные в обращении, будут рассмотрены в рамках мероприятий по совершенствованию законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В НК РФ были внесены изменения. В частности, исключен минимальный порог потенциально возможного к получению ИП годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется ПСН.
В связи с этим с 1 января 2015 г. размер потенциально возможного годового дохода ограничивается только верхним порогом, то есть не может превышать 1 млн руб. Это дает возможность регионам самостоятельно устанавливать минимальные значения потенциального дохода, ограничиваясь при этом только верхним пределом (если иное не предусмотрено НК РФ).
Таким образом, по вопросам установления размера потенциально возможного годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется ПСН, в том числе в отношении розничной торговли, следует обращаться в представительные (законодательные) органы регионов.
Одновременно отмечается, что ПСН введена в действие с 1 января 2013 г. Таким образом, данный режим является достаточно новым среди специальных налоговых режимов. Поэтому в НК РФ будут вноситься определенные коррективы, направленные на усовершенствование данного режима налогообложения.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 26 мая 2015 г. N 03-11-12/30323
Текст письма официально опубликован не был