Решение Верховного Суда РФ от 20 июля 2015 г. N АКПИ15-585 Об отказе в признании недействующими постановления Правительства РФ от 23 ноября 2012 г. N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы", приказов Министерства транспорта РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 и от 21 августа 2013 г. N 273

Решение Верховного Суда РФ от 20 июля 2015 г. N АКПИ15-585

 

Именем Российской Федерации

 

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Сомхиевой С.Ю.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива колхоз "Родина" о признании недействующими постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы", приказов Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" и от 21 августа 2013 г. N 273 "Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами", установил:

Правительством Российской Федерации 23 ноября 2012 г. принято постановление N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы". Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 26 ноября 2012 г., N 48, "Российской газете" 27 ноября 2012 г.

Министерство транспорта Российской Федерации 13 февраля 2013 г. издало приказ N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства", который действует в редакции приказа Минтранса России от 17 декабря 2013 г. N 470. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 марта 2013 г., регистрационный номер 27574, опубликован в "Российской газете" 13 марта 2013 г.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 273 утвержден Порядок оснащения транспортных средств тахографами. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 февраля 2014 г., регистрационный номер 31407, опубликован в "Российской газете" 28 февраля 2014 г.

СПК колхоз "Родина" обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими названных постановления Правительства Российской Федерации и приказов Минтранса России, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат статье 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", статье 40 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", статьям 3, 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 100, 104, 105 Трудового кодекса Российской Федерации и нарушают права сельхозпроизводителей, подрывают возможность их дальнейшего экономического существования.

В суде представитель СПК колхоза "Родина" Морозова Н.Г. поддержала заявленные требования и пояснила, что предписания оспариваемых нормативных правовых актов по установке тахографов на транспортные средства сельхозпроизводителей являются незаконными и необоснованными, поскольку не учитывают особенности технологического процесса сельхозпроизводителей, нарушают экономические интересы заявителя.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству транспорта Российской Федерации (поручение от 15 июня 2015 г. N СП-П9-3891).

Представители Правительства Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации Коновалов Д.В., Хачатрян А.Г., Позняк В.Г., Гончаров Е.С., Министерства юстиции Российской Федерации Чапча П.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили в суде, что оспариваемые положения нормативных правовых актов изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и Минтранса России, соответствуют Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и не нарушают прав заявителя.

Кроме того, представитель Минюста России Чапча П.В. пояснил суду, что Минэкономразвития России проведена экспертиза оспариваемых приказов Минтранса России в целях выявления в названных нормативных правовых актах положений, затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и предложено исключить из оспариваемых нормативных актов ряд транспортных средств категории N 2, принадлежащих сельхозпроизводителям, используемых для перевозки грузов в пределах субъекта Российской Федерации, в налоговом органе которого зарегистрирован сельхозпроизводитель, и граничащих с ним субъектах Российской Федерации, и транспортные средства, эксплуатируемые организациями потребительской кооперации, осуществляющими свою деятельность в сельской местности.

Выслушав объяснения представителей СГЖ колхоз "Родина" Морозовой Н.Г., Правительства Российской Федерации, Минтранса России Коновалова Д.В., Хачатряна А.Г., Позняка В.Г., Гончарова Е.С., Минюста России Чапчи П.В, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, реализуя полномочия, предоставленные ему федеральным законодателем, 23 ноября 2012 г. издало постановление N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы".

Следовательно, оспариваемое постановление издано в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений по безопасности дорожного движения и соответствует Федеральному закону "О безопасности дорожного движения".

Постановлением установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

Оспариваемые приказы Минтранса России изданы во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 и соответствуют Федеральному закону "О безопасности дорожного движения".

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Требование по оснащению транспортных средств тахографами установлено федеральным законом в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно статье 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы). Требования об оснащении транспортных средств тахографами в силу положений данного Федерального закона являются обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, независимо от вида экономической деятельности: сельское хозяйство, транспорт и другие виды.

В приложении N 1 к приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 г. N 36 определены требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, предусматривающие, что в состав тахографа входит бортовое устройство и такие внешние компоненты, как карты тахографа, датчик движения, антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS, антенна для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля), комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.

Приложение N 2 к данному приказу предусматривает, что тахографами оснащаются определенные категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации, а именно: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория М2); транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3); транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N 2); транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N 3).

Абзацы девятый - пятнадцатый приложения N 2 к приказу определяют категории и виды транспортных средств, которые не оснащаются тахографами, в частности, автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны и транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома, бронированные транспортные средства, самоходные сельскохозяйственные машины, передвижные лаборатории и мастерские, передвижные репортажные телевизионные студии и другие.

Согласно приложению N 3 к названному приказу правила использования тахографов, установленных на транспортные средства предусматривают, что использование тахографов осуществляется: 1) водителями - в целях регистрации и учета режимов труда и отдыха; 2) транспортными предприятиями - в целях контроля за соблюдением водителями режимов труда и отдыха; 3) контролерами - в целях контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.

Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства, предусмотренные приложением N 4 к приказу, регулируют порядок выполнения мастерскими таких процедур как ввод в эксплуатацию тахографа, блока СКЗИ тахографа; техническое обслуживание тахографа; ремонт тахографа и/или внесение изменений в конструкцию тахографа; замена тахографа, замена блока СКЗИ тахографа; вывод из эксплуатации тахографа, блока СКЗИ тахографа.

Правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства, предусмотренные приложением N 5 к приказу, определяют круг лиц, осуществляющих контроль работы тахографов, установленных на транспортные средства, и требования, которые надлежит соблюдать при контроле.

Несостоятельными являются доводы заявителя о противоречии оспариваемых нормативных правовых актов требованиям Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", поскольку данный Федеральный закон определяет правовые основы мер по усилению государственного контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок по территории Российской Федерации и не регулирует правоотношения, не связанные с международными автомобильными перевозками.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" для осуществления своей деятельности кооперативы вправе нанимать работников, трудовые отношения которых в кооперативе регулируются законодательством о труде Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Трудовой кодекс Российской Федерации в статьях 100, 104, 105 регулирует общие положения режима рабочего времени, суммированного учета рабочего времени, разделения рабочего дня на части, что относится к соблюдению установленного режима труда и отдыха водителей и, следовательно, не может рассматриваться как противоречие оспариваемых нормативных правовых актов Трудовому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "О сельскохозяйственной кооперации".

В силу части 1 статьи 253 ТПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ТПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении заявления сельскохозяйственного производственного кооператива колхоз "Родина" о признании недействующими постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы", приказов Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" и от 21 августа 2013 г. N 273 "Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Н.С. Романенков

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Верховного Суда РФ от 20 июля 2015 г. N АКПИ15-585


Текст решения официально опубликован не был