Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос Управления ФНС России по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре от 13.03.2015 N 16-24/02826@ о порядке предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (далее - налог) в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и правомерности истребования налоговым органом у налогоплательщика документов в отношении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) согласно статье 149 Кодекса, сообщает следующее.
1. В отношении предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. Пунктом 3 данной статьи установлено, что лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 статьи 145 Кодекса, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
Согласно пункту 5 статьи 145 Кодекса в случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 данной статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке со взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.
При этом Кодексом не предусмотрена какая-либо ответственность за нарушение налогоплательщиками требований, установленных пунктами 3, 6 статьи 145 Кодекса.
Таким образом, из системного толкования указанной нормы Кодекса следует, что нарушение срока представления налогоплательщиком документов, предусмотренных пунктом 6 статьи 145 Кодекса, подтверждающих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, не влечет отказ налогоплательщику в предоставлении указанного права.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать указанное право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления налогового органа законом не определены. При этом такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения. Следовательно, лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов.
Аналогичная позиция отражена в письме Минфина России от 18.03.2015 N 03-07-15/14580, а также подтверждена арбитражной практикой (Постановления Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 09.06.2014 N Ф09-2941/14 по делу N А76-13212/2013, от 21.02.2011 N Ф09-11622/10-С2 по делу N А76-9799/2010-39-343, Федерального Арбитражного суда Северо - Западного округа от 20.07.2012 по делу N А44-4183/2011, Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 10.08.2010 N А49-11485/2009).
Таким образом, при рассмотрении вопроса об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, налоговый орган обязан учесть заявление налогоплательщика о праве на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, и определить наличие у него данного права на основании представленных им документов.
2. В отношении применения налоговыми органами нормы пункта 6 статьи 88 Кодекса ФНС России сообщает следующее. Письмами от 31.10.2014 N ГД-4-3/22599@, 17.03.2015 N ГД-4-3/4166@ в Минфин России направлен на согласование перечень операций, перечисленных в статье 149 Кодекса, подлежащих освобождению от налогообложения налогом на добавленную стоимость, которые по своему характеру отвечают понятию льготы. После получения согласованной позиции Минфина России по указанному вопросу, данная информация будет размещена на официальном сайте ФНС России и доведена до налоговых органов.
Действительный |
Д.Ю. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В отношении предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС разъяснено следующее.
Из системного толкования норм НК РФ следует, что нарушение срока подачи налогоплательщиком документов, подтверждающих право на указанное освобождение, не влечет отказ в предоставлении этого права.
Данная позиция подтверждается судебной практикой и Минфином России. Так, налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать указанное право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления налогового органа законом не определены.
Таким образом, при рассмотрении вопроса об использовании указанного права налоговый орган обязан учесть заявление налогоплательщика о праве на применение освобождения и определить наличие у него данного права на основании представленных им документов.
Письмо Федеральной налоговой службы от 14 августа 2015 г. N ГД-4-3/14351@ "О направлении разъяснений"
Текст письма официально опубликован не был