Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 25 ноября 2015 г. N 03-05-04-01/68419
В дополнение к настоящему письму см. письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 2 февраля 2016 г. N 03-05-04-01/4770
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения отдельных положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении объектов недвижимости при отсутствии у балансодержателя государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 главы 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
Исходя из положений указанных нормативных правовых актов принятие актива к бухгалтерскому учету в качестве основного средства не увязывается с государственной регистрацией прав собственности на него, в связи с чем объекты недвижимого имущества подлежат налогообложению с даты постановки их на баланс организации в качестве основных средств в соответствии с главой 30 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 375 Кодекса налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Кодексом. В случае если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей главы 30 Кодекса определяется без учета таких затрат.
Статьей 378.2 Кодекса установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Пунктом 2 статьи 375 Кодекса установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
Согласно пункту 12 статьи 378.2 Кодекса (подпункт 3) объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого объекта, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Кроме того, пунктом 2 статьи 378.2 Кодекса определено, что после принятия закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества, переход к определению налоговой базы в отношении указанных объектов недвижимого имущества как их среднегодовой стоимости не допускается.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса (далее - Перечень).
В силу указанных положений в отношении включенных в Перечень субъекта Российской Федерации объектов недвижимого имущества налогоплательщиками признаются собственники объектов недвижимого имущества независимо от учета данных активов в качестве основных средств организацией-балансодержателем и отсутствия государственной регистрации прав собственности на объект недвижимого имущества, приобретенного вследствие сделки с объектом недвижимого имущества. Что касается объектов недвижимого имущества, поставленных на баланс в качестве основных средств в связи с реорганизацией юридических лиц, то налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении этих объектов признается балансодержатель (правопреемник), поскольку вещные права при универсальном правопреемстве возникают в силу закона независимо от регистрации перехода соответствующего права. В этом случае в отношении включенных в Перечень субъекта Российской Федерации объектов недвижимого имущества налоговая база определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса (то есть исходя из кадастровой стоимости), а в отношении иных объектов недвижимого имущества - в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса (то есть исходя из среднегодовой стоимости имущества).
Заместитель |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Принятие актива к бухучету в качестве основного средства не увязывается с госрегистрацией прав собственности на него. В связи с этим объекты недвижимости подлежат налогообложению с даты постановки их на баланс организации в качестве основных средств.
В силу НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимости определяется как их кадастровая стоимость.
Разъяснено, что в отношении включенных в региональный перечень объектов недвижимости налогоплательщиками признаются собственники независимо от учета данных активов в качестве основных средств организацией-балансодержателем и отсутствия госрегистрации.
Что касается объектов недвижимости, поставленных на баланс в качестве основных средств в связи с реорганизацией юрлиц, то плательщиком налога на имущество организаций в отношении этих объектов признается балансодержатель (правопреемник), поскольку вещные права при универсальном правопреемстве возникают в силу закона независимо от регистрации перехода соответствующего права.
В этом случае в отношении включенных в региональный перечень объектов налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, а в отношении иных объектов - исходя из среднегодовой стоимости.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 25 ноября 2015 г. N 03-05-04-01/68419
Текст письма опубликован в журнале "Документы и комментарии", январь 2016 г., N 1