Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 декабря 2015 г. N К-1702/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ИП Окуловой Ю.Э. (далее - Заявитель) на действия Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик) в лице Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Севастопольский государственный университет" (далее - Уполномоченный орган орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом открытого конкурса на право заключения государственного контракта выполнение проектных и изыскательских работ по объекту "Строительство учебно-лабораторного корпуса Севастопольского государственного университета, г. Севастополь (1-я очередь)" (номер извещения 0374100000715000057) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";

2. В Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок привлечения субъектов малого предпринимательства: без ограничения круга подрядчиков, относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекать к исполнению обязательств лиц категории малого предпринимательства;

3. В Конкурсной документации неправомерно установлена обязанность подрядчика (исполнителя) по подключению здания к инженерным коммуникациям в объеме согласно выданным техническим условиям, а также установлены сроки исполнения обязательств, не позволяющие надлежащим образом выполнить работы, предусмотренные государственным контрактом.

В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 08.12.2015 на 10.12.2015.

Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 18.11.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 54 000 000 рублей;

4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 10.12.2015.

1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).

Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

В Конкурсной документации установлен, в том числе, критерий "Квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", содержащий следующие показатели:

"Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение проектных, изыскательских работ, проектов планировки территорий, договоров на выполнение работ по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком), аналогичных предмету конкурса в интересах федеральных, региональных и муниципальных заказчиков за последние три года до даты подачи заявки на участие в открытом конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 10(десяти)% начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам конкурса, Предельное максимальное значение показателя - 50 млн. рублей, коэффициент значимости - 0,4" (далее - Показатель N 1).

"Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки технологического, Предельное максимальное значение показателя - 20 наименований программ, коэффициент значимости - 0,15" (далее - Показатель N 2).

"Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки технологического оборудования, необходимого для выполнения работ, а именно наличие оргтехники: компьютеры, плоттеры, принтеры, сканеры (количество единиц техники), Предельное максимальное значение показателя - 90 единиц, коэффициент значимости - 0,15" (далее - Показатель N 3).

"Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами. Наличие у участника конкурса в штате специалистов, имеющих высшее профильное образование, профессиональную переподготовку, повышение квалификации для выполнения работ, аналогичных предмету конкурса, с опытом работы не менее 5 лет". Предельное максимальное значение показателя - 50 сотрудников, коэффициент значимости - 0,3" (далее - Показатель N 4).

Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие, содержащееся в предложении участника Конкурса по Показателю N 4, поскольку в Конкурсной документации не раскрыто содержание понятия "профильное образование".

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 49 закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в том числе, преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.

Пунктом 6 Информационной карты Конкурсной документации установлено, что "подрядчик обязан привлечь субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства. Подробные условия указаны в проекте Государственного контракта настоящей конкурсной документации.

Пунктом 2.1 проекта государственного контракта Конкурсной документации предусмотрена обязанность подрядчика "привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства для выполнения работ в объеме не менее 15% (пятнадцать процентов) от стоимости настоящего Контракта. Подрядчик обязан предоставить Заказчику копии договоров подряда и других документов, согласно законодательству РФ, подтверждающих участие субъектов малого предпринимательства в реализации Контракта, а также копий актов выполненных работ, подтверждающих объемы работ, выполненных субъектами малого предпринимательства. Не предоставление Заказчику данных документов расценивается как неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства".

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные положения Конкурсной документации не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что указанные положения не позволяют установить конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в проекте контракта Конкурсной документации объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде конкретного процента цены контракта, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения подрядчика (исполнителя).

3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно пункту 2.13 технического задания Конкурсной документации установлено требование "разработать архитектурно-градостроительные решения и согласовать с заказчиком и со всеми заинтересованными организациями. Запроектировать наружные сети и подключение здания к инженерным коммуникациям в необходимом объёме согласно выданным техническим условиям".

Пунктом 1.18 Технического задания Конкурсной документации предусмотрены следующие сроки проектирования "С даты заключения контракта до 15 июля 2016 г. Получение положительного заключения Главгосэкспертизы до 01 июня 2016 г. Сроки выполнения работ по другим этапам определяются в соответствии с Планом выполнения работ, который предоставляется победителем конкурса для заключения государственного контракта и является приложением к государственному контракту".

Также пунктами 2.1, 2.2 проекта государственного контракта предусмотрены следующие обязанности подрядчика "по результатам проведения инженерных изысканий подготовить технический отчет и от имени и по поручению Заказчика и в счет стоимости Контракта обеспечить получение положительного заключения экспертизы по отчету в кратчайшие сроки, и обязанности Заказчика "в течение 20 (двадцати) календарных дней со дня заключения настоящего Контракта передать Подрядчику комплект исходно-разрешительной документации".

На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа сообщил, что указанные требования к обязанностям сторон и срокам исполнения обязательств установлены в соответствии с потребностями Заказчика, Уполномоченного органа.

Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств и сведений, однозначно позволяющих определить неправомерность установления вышеуказанных положений Конкурсной документации, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.

4. В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Грк РФ и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 13 Информационной карты Конкурсной документации установлено следующее требование к участникам Конкурса:

"Копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства": виды работ по подготовке проектной документации: работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)" с соответствующим перечнем работ или по "работам по подготовке проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)".

На заседании Комиссии установлено, что "Инструкция по подготовке и заполнению заявки на участие в конкурсе" Конкурсной документации не позволяет однозначно определить соответствующий вид работ на допуск которых участнику закупки необходимо предоставить свидетельство саморегулируемой организации.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в Конкурсной документации ненадлежащим образом требования к участникам закупки нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения подрядчика (исполнителя).

5. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.

В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила определения неустойки).

Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, неустойка (штраф, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4, 5 Правил определения неустойки, а также путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил определения неустойки.

Подпункты "а" - "г" пунктов 4, 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчику необходимо установить в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

Пунктами 6.3, 6.5 проекта контракта Конкурсной документации установлено: "За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренного настоящим Контрактом, устанавливается штраф в виде фиксированной суммы в размере 2(двух)% цены Контракта, что составляет ________ (______________________________) рублей, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063.

За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства, обязательства о привлечении к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства), предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Размер штрафа определяется в виде фиксированной суммы в размере 5(пяти)% цены Контракта, что составляет ________ (______________________________) рублей".

Таким образом, в проекте контракта Конкурсной документации не установлены соответствующие требованиям Правил определения неустойки размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, что нарушает части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:

1. Признать жалобу ИП Окуловой Ю.Э. обоснованной в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в Конкурсе.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, части 6 статьи 30, частей 5, 8 статьи 34, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 10.12.2015 N К-1702/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 декабря 2015 г. N К-1702/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"


Текст решения официально опубликован не был