Письмо Минфина России от 30 ноября 2015 г. N 02-01-09/69524
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу учета затрат, произведенных в рамках выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - государственное задание), в случае образования излишков молоди малька и сообщает.
В соответствии с законодательством Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется путем предоставления им из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий на выполнение государственного задания, субсидий на иные цели, а также за счет доходов от приносящей доход деятельности, осуществляемой в соответствии с уставом учреждения.
При этом планируемые объемы поступлений, а также планируемые объемы выплат за счет указанных поступлений учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения (далее - План), составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения" (далее - Приказ N 81н).
Положениями пункта 12 Приказа N 81н установлено, что при принятии органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения о раздельном формировании плановых показателей по выплатам, связанным с выполнением учреждением государственного задания, объемы указанных выплат в пределах общего объема субсидии на выполнение государственного задания могут рассчитываться с превышением нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом Приказом N 81н не установлено требование, что плановые показатели по выплатам, отраженные в Плане, должны соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам, учтенным при расчете субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
На основании части 16 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) санкционирование расходов федеральных бюджетных учреждений органами Федерального казначейства предусматривается исключительно в отношении субсидий, предоставленных на осуществление целевых мероприятий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (целевых субсидий), а также субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания поступают бюджетным учреждениям и используются бюджетными учреждениями в пределах остатка средств, отраженных на их лицевых счетах, без представления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
При этом Федеральным законом N 83-ФЗ не предусмотрен иной порядок санкционирования, в том числе не установлен запрет на увеличение отдельных расходов бюджетного учреждения, за счет экономии средств, образовавшейся в результате осуществления его деятельности, на иные выплаты в зависимости от потребности учреждения.
Следует иметь в виду также, что источниками финансового обеспечения деятельности данных учреждений, наряду с субсидиями, получаемыми из бюджета (в том числе их остатками, не использованными по состоянию на 1 января текущего финансового года), являются также добровольные взносы, пожертвования и иные источники, получаемые от приносящей доходы деятельности, предусмотренной уставом, а также доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления.
Указанные источники на основании положений статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации поступают в самостоятельное распоряжение учреждений и используются в соответствии с Планом, утвержденным в установленном порядке органом, осуществляющим полномочия учредителя.
Учитывая вышеуказанные нормы, по мнению Департамента, возможно использование в соответствии с Планом остатка субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в целях осуществления расходов на выращивание малька в рамках приносящей доход деятельности при условии достижения (выполнения) учреждением показателей государственного задания.
Кроме того, согласно статье 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного задания, выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В этой связи, средства, получаемые учреждением при реализации излишков молоди мальков, образовавшихся в результате выполнения достижения учреждением показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), в связи с низкой гибелью особей при их выращивании, а также в результате действия иных факторов, обусловленных, в том числе, эффективной деятельностью учреждения, по мнению Департамента, подлежат учету в порядке, предусмотренном для учета операций финансово-хозяйственной деятельности учреждения в рамках приносящей доход деятельности в следующем порядке.
Обязательные общие требования к учету государственными учреждениями финансовых активов, обязательств, операций их изменяющих, и полученных, по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов, определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция 157н). При этом отраслевые и иные особенности деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий, отражаются субъектом учета в своей учетной политике (пункт 6 Инструкции 157н).
Порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетных учреждений активов, обязательств и фактов хозяйственной деятельности определен Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н.
Директор Департамента бюджетной методологии |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснен вопрос учета затрат, произведенных в рамках выполнения госзадания на оказание госуслуг (выполнение работ), в случае образования излишков молоди малька.
Плановые показатели по выплатам, отраженные в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения, не обязательно должны соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам, учтенным при расчете субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания.
По мнению Минфина России, допустимо использование в соответствии с планом остатка субсидии, предоставленной из федерального бюджета учреждению на финансовое обеспечение выполнения госзадания, в целях осуществления расходов на выращивание малька в рамках приносящей доход деятельности при условии достижения (выполнения) учреждением показателей госзадания.
Средства, получаемые учреждением при реализации излишков молоди мальков, образовавшихся в связи с низкой гибелью особей при их выращивании, учитываются в порядке, предусмотренном для учета операций финансово-хозяйственной деятельности учреждения в рамках приносящей доход деятельности.
Письмо Минфина России от 30 ноября 2015 г. N 02-01-09/69524
Текст письма официально опубликован не был