Письмо Минфина России от 22 ноября 2015 г. N 02-10-07/68198
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу проведения проверок правильности начисления заработной платы сотрудникам (включая руководителей) бюджетных учреждений и сообщает.
В соответствии с пунктом 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 г. N 82н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения граждан по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем, полагаем возможным отметить следующее.
Согласно положениям частей 1 и 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (далее - орган-учредитель).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (далее - субсидия).
Затраты на оплату труда, в том числе начисления на выплаты по оплате труда работников, как непосредственно связанных с оказанием государственной (муниципальной) услуги, так и тех, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной (муниципальной) услуги включаются в состав нормативных затрат, входящих в расчет субсидии, и утверждаемых органом-учредителем.
В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или правовыми актами органов местного самоуправления.
Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол N 11 (далее - Единые рекомендации).
Пунктом 33 Единых рекомендаций предусматривается, что при разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм труда (норм часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный разделом V Единых рекомендаций для федеральных государственных учреждений.
Так, согласно положениям пункта 12 Единых рекомендаций учреждением должно быть принято Положение об оплате труда работников данного учреждения, которое должно предусматривать фиксированные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп.
Кроме того, фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда предусматриваются в трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником.
Также в трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматриваются размеры выплат компенсационного характера, которые не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, соглашениями и коллективными договорами и размеры выплат стимулирующего характера, которые устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы.
При этом при заключении трудовых договоров с работниками рекомендуется использовать примерную форму трудового договора с работником учреждения, приведенную в приложении N 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, и рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении "эффективного контракта", утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты от 26 апреля 2013 г. N 167н.
В разделе IV Единых рекомендаций также приведены рекомендации по установлению систем оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров.
Контроль за деятельностью бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений, согласно пункту 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, соответственно.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 5.1.1. пункта 5 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 324 (далее - Положение), Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Положения Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Учитывая изложенное, для решения поставленных вопросов необходимо обратиться (подать жалобу) по компетенции к учредителю бюджетного учреждения и (или) в государственную инспекцию по труду области в установленном порядке.
Директор Департамента бюджетной методологии |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно Закону о НКО бюджетным учреждением признается НКО, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных российским законодательством полномочий госорганов или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и тд.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидии на указанные цели.
Затраты на оплату труда, в т. ч. начисления на выплаты по оплате труда работников, как непосредственно связанных с оказанием государственной (муниципальной) услуги, так и тех, которые не принимают непосредственного участия в ее оказании, включаются в состав нормативных затрат, входящих в расчет субсидии, и утверждаемых органом-учредителем.
Системы оплаты труда работников госучреждений субъектов Федерации и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Данными рекомендациями установлено, что учреждением должно быть принято положение об оплате труда работников учреждения, которое должно предусматривать фиксированные размеры окладов, ставок заработной платы применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням указанных групп.
Кроме того, фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда предусматриваются в трудовом договоре.
Также в трудовом договоре предусматриваются размеры выплат компенсационного характера.
Письмо Минфина России от 22 ноября 2015 г. N 02-10-07/68198
Текст письма опубликован в журнале "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", март 2016 г., N 3