Заслушав информацию Министерства юстиции Российской Федерации об актуальных вопросах, связанных с правовым положением и деятельностью некоммерческих организаций в Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает необходимость дальнейшей систематизации законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях.
Министерство юстиции Российской Федерации, являясь уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере государственной регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций, принимает меры по совершенствованию взаимодействия с ними, рассматривая в качестве приоритетных направлений снижение административных барьеров и оптимизацию затрат ресурсов некоммерческих организаций и органов юстиции.
Совершенствуется контроль за деятельностью некоммерческих организаций. Так, в 2014 году перечень оснований для проведения внеплановых проверок некоммерческих организаций был унифицирован с перечнем таких оснований для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установленным Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В 2015 году законодательно закреплен особый порядок контроля за деятельностью религиозных организаций с учетом специфики их деятельности и принципа отделения церкви от государства.
Значимым событием в области совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности некоммерческих организаций стало принятие Федерального закона от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". При этом соответствующие изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не вносились.
Министерством юстиции Российской Федерации проанализирована практика применения новых положений Гражданского кодекса Российской Федерации. В результате этой работы подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях", который в настоящее время проходит процедуру общественного обсуждения. Указанный законопроект предусматривает регулирование особенностей правового положения некоммерческих организаций, их создания, государственной регистрации, деятельности, ликвидации, осуществления контроля за их деятельностью, а также формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления. Требуется внесение изменений и в другие федеральные законы, например в Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
По состоянию на 1 января 2016 года в Российской Федерации зарегистрирована 223 551 некоммерческая организация. При этом увеличилось количество социально ориентированных некоммерческих организаций (их более 100 тысяч).
Положения статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" позволяют отнести к социально ориентированным некоммерческим организациям большинство российских некоммерческих организаций. При этом многие эксперты отмечают неопределенность термина "социально ориентированная некоммерческая организация". В целях однозначного понимания этого термина при правоприменении требуется его уточнение.
Институт некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, введен в законодательство Российской Федерации в 2012 году. По состоянию на 25 февраля 2016 года в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, включено 120 организаций.
За последние три года наблюдается тенденция к уменьшению количества структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, сведения о которых содержатся в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Это связано с усилением контроля Министерства юстиции Российской Федерации за деятельностью таких структурных подразделений в целях пресечения возможности осуществления деятельности, выходящей за рамки заявленных целей.
Федеральным законом от 23 мая 2015 года N 129-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были определены порядок и последствия признания деятельности иностранных и международных неправительственных организаций нежелательной на территории Российской Федерации, в том числе в части запрета создания такими организациями структурных подразделений. В то же время не установлен запрет на создание указанными организациями российских юридических лиц либо участие в них.
Исходя из изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) обеспечить комплексный подход к изменению законодательства о некоммерческих организациях, в том числе в части его гармонизации с Гражданским кодексом Российской Федерации;
2) организовать постоянное взаимодействие с комитетами палат Федерального Собрания Российской Федерации в целях обеспечения комплексного подхода к изменению законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях;
3) рассмотреть вопрос о возможности внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, предусматривающих:
введение понятия "социально значимые услуги" и наделение некоммерческих организаций статусом исполнителя социально значимых (общественно полезных) услуг, включая установление порядка формирования перечня социально значимых услуг, механизма определения организаций, предоставляющих такие услуги, и мер их поддержки со стороны государства;
определение более четких критериев отнесения некоммерческих организаций к социально ориентированным некоммерческим организациям и создание их единого реестра;
обязательное размещение отчетов некоммерческих организаций, а также материалов проведенных исследований, подготовленных некоммерческими организациями в рамках реализации проектов, финансирование которых осуществлялось с привлечением средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в открытом доступе на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления и некоммерческих организаций, уполномоченных на выделение грантов иным некоммерческим организациям на реализацию социально значимых проектов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
установление обязательности оценки результативности реализованных социально ориентированными некоммерческими организациями проектов, финансирование которых осуществлялось с привлечением средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
подготовку и опубликование обобщенного ежегодного доклада о результатах реализации социально ориентированными некоммерческими организациями проектов, финансирование которых осуществлялось с привлечением грантов из федерального бюджета;
введение запрета на создание иностранными и международными неправительственными организациями, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, российских юридических лиц либо участие в них;
4) провести мониторинг условий оказания социальных услуг некоммерческими организациями в целях повышения эффективности их деятельности и устранения административных барьеров;
5) провести мониторинг оказания органами государственной власти и органами местного самоуправления поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в субъектах Российской Федерации;
6) провести анализ практики взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации, его территориальных органов с иными федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами в части обмена информацией в сфере регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью;
7) провести анализ практики реализации законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы регистрации некоммерческих организаций, в части необходимости подтверждения права пользования объектом недвижимости, в котором размещается некоммерческая организация;
8) подготовить разъяснения по вопросам применения новых положений законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность некоммерческих организаций;
9) провести мониторинг деятельности российских некоммерческих организаций в сфере содействия международному развитию, финансируемой из иностранных источников;
10) провести мониторинг программ, реализуемых структурными подразделениями международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций в Российской Федерации;
11) проанализировать статистические данные по выявлению и пресечению деятельности некоммерческих организаций, содержащей признаки экстремизма (терроризма).
2. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2016 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
3. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству проинформировать палату в период весенней сессии 2017 года о ходе реализации настоящего постановления.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
В.И. Матвиенко |
Москва
23 марта 2016 г.
N 111-СФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 марта 2016 г. N 111-СФ "Об актуальных вопросах, связанных с правовым положением и деятельностью некоммерческих организаций в Российской Федерации"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 марта 2016 г. N 13 ст. 1723