Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 декабря 2015 г. N 03-06-06-02/74828
Вопрос: Налоговым кодексом Российской Федерации ставки водного налога в отношении объектов, расположенных на территории Республики Крым и г. Севастополь, не установлены.
Министерством финансов Российской Федерации в письме от 16.03.2015 г. N ГД-4-3-2258@ предоставлены разъяснения по вопросу о порядке уплаты водного налога на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь.
В письме отмечается, что если организация на основании разрешительных документов, выданных в том числе до 2015 года, осуществляет водопользование, она признается плательщиком водного налога. При этом при отсутствии разрешений организация также признается плательщиком водного налога.
Кроме того, письмом установлена ставка водного налога при заборе водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения. В 2015 году составляет: 81 рубль за 1000 кубометров.
Просим разъяснить ситуацию с крымскими предприятиями:
- если предприятие является промышленным, при этом не снабжает, не обеспечивает население водой и имеет разрешительные документы на добычу подземных вод для технологического обеспечения водой промышленных объектов (Разрешение нa специальное водопользование и лицензии на пользование недрами, разведку и добычу подземных вод для технологического обеспечения водой промышленных объектов, с установленными лимитами), является ли оно плательщиком водного налога в 2015 году?
Если да, то какую ставку следует применять при расчете сумм оплаты по водному налогу (в письме Министерства финансов РФ от 16.03.2015 г. речь идет только о ставках для водоснабжения населения)?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты водного налога и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам.
Согласно статье 21 Кодекса право получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах предоставлено налогоплательщикам.
Учитывая, что в соответствии с Кодексом налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, обязанные уплачивать соответственно налоги и (или) сборы, вышеназванные разъяснения должны предоставляться таким организациям только в связи с выполнением ими обязанностей налогоплательщиков.
Кроме того, в соответствии со статьей 26 Кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.
В связи с тем, что в письме отсутствует информация о налогоплательщике и не представлены документы, подтверждающие полномочия представлять конкретного налогоплательщика, оснований для рассмотрения запроса не имеется.
Одновременно сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.8 Кодекса налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" на основании специального государственного разрешения в виде лицензии (пункт 1 статьи 11).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "часть 1 статьи 11"
Таким образом, организация, осуществляющая на основании соответствующих разрешительных документов, выданных в установленном порядке, в том числе до 1 января 2015 года, водопользование, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, признается плательщиком водного налога.
При отсутствии у организации соответствующего разрешения на осуществление водопользования, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация также признается плательщиком водного налога.
При этом согласно статьям 7.3 и 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо пользования недрами без лицензии на пользование недрами влечет привлечение к административной ответственности.
Ставки водного налога, являющиеся одним из основных элементов налогообложения, дифференцированные по бассейнам рек, озер, морей, экономическим районам и видам водопользования установлены пунктом 1 статьи 333.12 Кодекса. При отсутствии соответствующей ставки водного налога в отношении какого-либо вида водопользования, водный налог в части этого вида водопользования не исчисляется и не уплачивается.
При этом обязанность по представлению в налоговые органы декларации по водному налогу у организации сохраняется (статья 333.15 НК РФ).
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с НК РФ организация, осуществляющая пользование водными объектами, признается плательщиком водного налога независимо от наличия соответствующего разрешения.
При этом согласно КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования, влечет привлечение к административной ответственности.
Ставки водного налога, являющиеся одним из основных элементов налогообложения, дифференцированы по бассейнам рек, озер, морей, экономическим районам и видам водопользования. При отсутствии соответствующей ставки водного налога в отношении какого-либо вида водопользования водный налог в части этого вида водопользования не исчисляется и не уплачивается. При этом обязанность по представлению в налоговые органы декларации по водному налогу у организации сохраняется.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 декабря 2015 г. N 03-06-06-02/74828
Текст письма официально опубликован не был