Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России (далее - Департамент) в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу разъяснения отдельных положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с частью 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
В случае если агентом (поставщиком) является организация, привлекаемая принципалом (заказчиком) для обеспечения нужд заказчика в товарах, работах, услугах, такая организация осуществляет функции за счет заказчика; права и обязанности в результате осуществления таких функций возникают у заказчика в рамках заключенного агентского договора.
Отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ под закупкой понимается удовлетворение потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств.
Таким образом, закупки, осуществляемые агентом в рамках агентского договора от имени и за счет заказчика, являются закупкой по смыслу Закона N 223-ФЗ и порядок осуществления закупок в рамках агентского договора заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке.
Вместе с тем, если заказчик является агентом в рамках агентского договора и осуществляет закупки от имени и за счет принципала, то такие закупки не являются закупками по смыслу Закона N 223-ФЗ.
В случае если организатор закупки проводит "объединенную" закупочную процедуру для нескольких заказчиков, которые являются дочерними обществами организатора закупки, то, по мнению Департамента, в планах закупки каждого из обществ должна быть отражена его "доля" с учетом цены за единицу продукции, принятой для расчета начальной (максимальной) цены закупки.
По вопросу об указании начальной (максимальной) цены товара сообщаем, что в соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
Начальная (максимальная) цена договора является одним из основных параметров закупки, на основании которого участниками закупки формируются соответствующие предложения. Отсутствие понятного и открытого порядка формирования начальной (максимальной) цены договора создает предпосылки для различных злоупотреблений со стороны заказчиков.
В соответствии с пунктами 6 и 8 части 1 требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" (далее - постановление N 932), план закупки товаров (работ, услуг) содержит в том числе следующие сведения:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктами 6 и 8 части 1" следует читать "подпунктами 6 и 8 пункта 1"
сведения о количестве (объеме) закупаемых товаров (работ, услуг) в натуральном выражении;
сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
Таким образом, из указанных положений Закона N 223-ФЗ и постановления N 932 следует, что в вышеперечисленных колонках плана закупки следует указывать соответствующие сведения об объеме закупаемых товаров (работ, услуг) и о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минэкономразвития России сообщает, что закупки, осуществляемые агентом в рамках агентского договора от имени и за счет заказчика, являются закупкой по смыслу Закона о закупках отдельными видами юрлиц (N 223-ФЗ).
Вместе с тем, если агент осуществляет закупки от имени и за счет принципала, то это не является закупками.
Если организатор закупки проводит "объединенную" закупочную процедуру для нескольких заказчиков, которые являются дочерними обществами организатора закупки, то, по мнению Министерства, в планах закупки каждого из обществ должна быть отражена его "доля" с учетом начальной (максимальной) цены закупки.
В документации о закупке должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота).
В соответствии с требованиями к форме плана закупки (постановление от 2012 г. N 932) последний должен содержать соответствующие сведения об объеме закупаемых товаров (работ, услуг) и о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
Письмо Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2016 г. N Д28и-685 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был