Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 13 апреля 2016 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности статей 32, 34.2 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и подпункта 5.1.1 Положения о Федеральной налоговой службе в связи с запросом Ленинградского окружного военного суда"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Проверена конституционность норм, закрепляющих перечень доходов, не облагаемых НДФЛ.

В числе таких доходов упомянуты госпособия (за отдельными исключениями), выплаты и компенсации, предусмотренные законодательством.

Также отдельно выделен круг компенсационных выплат, связанных с трудовой или служебной деятельностью, а также с возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью работника (госслужащего).

Применение этих положений на практике продемонстрировало их неопределенность.

Как указал заявитель, нормы не позволяют однозначно ответить на вопрос о том, облагаются или нет таким налогом определенные суммы - ежемесячные выплаты, установленные для ветеранов боевых действий.

В частности, ФНС России и ПФР придерживаются противоположных точек зрения.

КС РФ счел такую ситуацию недопустимой.

Нормы признаны неконституционными в той мере, в какой они позволяют облагать налогом подобные выплаты.

Как пояснил КС РФ, положения Конституции РФ не указывают конкретные способы и объем соцзащиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан.

Регламентация этих вопросов - прерогатива законодателя. При этом он должен основывать свои решения на принципах равенства и справедливости.

Так, в Законе о ветеранах выделена отдельная их категория - ветераны боевых действий. Для них предусмотрены различные меры соцподдержки. Ежемесячная выплата является одной из таких мер.

По способу финансирования и по своему предназначению данная выплата не может рассматриваться как принципиально отличающаяся от иных мер соцподдержки таких лиц.

Между тем применение оспариваемых норм приводит к тому, что упомянутые ветераны, получающие подобную выплату, ставятся в различное положение в зависимости от того, получают они ее в полном объеме в денежной форме или направляют часть ее суммы на финансирование предоставления им соцуслуг, а также от того, продолжают они военную или государственную службу иного вида или переходят на пенсию.

Тем самым устанавливается различный правовой режим налогообложения для одной и той же выплаты в зависимости от формальных, не связанных с ее правовой природой критериев.

Этим нарушается принцип равенства лиц, относящихся к одной категории.

Законодатель должен внести необходимые поправки.

До внесения необходимых изменений нормы не могут служить основанием для обложения НДФЛ ежемесячной выплаты, установленной для ветеранов боевых действий.


Постановление Конституционного Суда РФ от 13 апреля 2016 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности статей 32, 34.2 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и подпункта 5.1.1 Положения о Федеральной налоговой службе в связи с запросом Ленинградского окружного военного суда"


Настоящее Постановление вступает в силу со дня официального опубликования


Текст Постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 15 апреля 2016 г., в "Российской газете" от 27 апреля 2016 г. N 90, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 апреля 2016 г. N 17 ст. 2479, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2016 г., N 4