Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 апреля 2016 г. N 03-07-08/21578
Вопрос: Компания оказывает услуги по перевозке нефтепродуктов из портов Дальневосточного региона РФ в районы рыбного промысла в открытом море за пределами 12-мильной зоны РФ (ИЭЗ) с выгрузкой на суда-получатели согласно рейсовому заданию.
В процессе работы, собственники нефтепродуктов после погрузки их на танкер-перевозчик, принадлежащий компании, продают груз в тот момент, когда он уже находится на борту нашего судна и производят его таможенное оформление на экспорт, при этом таможенный орган выпускает декларацию на товары. Поручение на погрузку экспортного груза с отметкой таможенных органов "погрузка разрешена" таможней не оформляется, т.к. нефтепродукты в момент подачи декларации уже находятся на борту танкера-перевозчика, и отсутствует сам факт погрузки после выпуска декларации на товар.
В соответствии с п.п. 2.1. п. 1. ст. 164 НК РФ налогообложение, в части НДС, производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров. В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Так как при таможенном оформлении вывозимых нефтепродуктов, поручение на погрузку экспортного груза с отметкой таможенных органов "погрузка разрешена" таможенным не выпускается, то компания не может представить этот документ в налоговые органы с целью получения возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов, причем все остальные документы предусмотренные п. 3.1 ст. 165 НК РФ компанией предоставляются в налоговый орган.
Компания регулярно осуществляет перевозки подобного рода, при которых таможенными органами не выдаются поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки и отметкой "погрузка разрешена", по причине декларирования собственником нефтепродуктов в момент когда они уже фактически находятся на борту судна-перевозчика.
В связи с вышеизложенным, просим дать разъяснения, имеет ли право компания применять налогового ставку НДС 0 процентов при оказании указанных выше услуг по международной перевозке нефтепродуктов.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу документального подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке морскими судами нефтепродуктов из российских портов в районы рыбного промысла за пределами Российской Федерации и с учетом заключения ФНС России по данному вопросу сообщает.
Согласно положениям подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по международной перевозке, в том числе морскими судами, товаров, при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Правомерность применения указанной ставки налога подтверждается документами, предусмотренными пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса, в том числе копиями транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 3.1 статьи 165 Кодекса при вывозе товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, морским, речным судном, судном смешанного (река-море) плавания в налоговые органы представляются:
копия поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки и отметкой "Погрузка разрешена" российского таможенного органа места убытия;
копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема товара к перевозке документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 163 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) установлено, что для убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 Таможенного кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.
Перечень документов и сведений, которые представляются перевозчиком в таможенный орган при международной перевозке товаров водными судами, определен подпунктом 2 пункта 1 статьи 159 Таможенного кодекса. В данный перечень включены, в том числе транспортные (перевозочные) документы, которыми применительно к международной морской перевозке товаров являются коносаменты (морские накладные). Требование о представлении таможенному органу поручения на погрузку товаров указанной статьей Таможенного кодекса не установлено.
Пунктом 4 статьи 163 Таможенного кодекса установлен разрешительный порядок убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза. Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.
Положения Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Таможенного союза этими судами, утвержденной приказом ФТС России от 19 июля 2013 г. N 1349 (далее - Инструкция), устанавливают разрешительный порядок погрузки товаров на судно, осуществляющее их вывоз с таможенной территории таможенного союза.
Согласно пункту 21 раздела IV Инструкции начальник таможенного поста, в регионе деятельности которого находится место погрузки (далее - таможенный пост погрузки), или уполномоченное им должностное лицо разрешает погрузку товаров и транспортных средств на судно после получения информации о времени и месте погрузки товаров на судно и проведения проверки документов, предусмотренных указанным пунктом Инструкции, на данные товары, в том числе поручения на отгрузку товаров и иные приложения к нему, если оно было представлено заинтересованным лицом.
При этом согласно положениям пункта 23 раздела IV Инструкции должностное лицо таможенного поста погрузки после проверки представленных документов и товаров проставляет на листе (листах) из указанного в пункте 21 Инструкции экземпляра декларации на товары либо иного (иных) документа (документов), допускающего (допускающих) вывоз товаров с таможенной территории, а также, по желанию заинтересованного лица, в экземпляре поручения на отгрузку товаров - штамп "ПОГРУЗКА РАЗРЕШЕНА" с проставлением даты, подписи и оттиска личной номерной печати. При этом, в частности, один экземпляр поручения на отгрузку товаров с отметками таможенного поста (если имеется) остается в таможенном посту погрузки.
Таким образом, как следует из положений Таможенного кодекса и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, представление в таможенный орган в числе других документов поручения на отгрузку экспортируемых товаров производится заинтересованным лицом для проведения их проверки таможенными органами в целях получения разрешения на погрузку товаров на суда, убывающие с таможенной территории. При этом таможенным законодательством не предусмотрено представление в таможенный орган поручения на погрузку товаров, если на момент таможенного декларирования товары уже находились на морском судне.
Учитывая изложенное, отсутствие поручения на отгрузку нефтепродуктов при оказании услуг по перевозке морскими судами нефтепродуктов из российских портов в районы рыбного промысла за пределами Российской Федерации, таможенное декларирование которых осуществляется на момент их нахождения на морском судне, не является основанием для отказа в обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении указанных услуг по перевозке нефтепродуктов.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Возник вопрос о документальном подтверждении правомерности применения нулевой ставки НДС в отношении услуг по перевозке морскими судами нефтепродуктов из российских портов в районы рыбного промысла за пределами нашей страны.
Правомерность применения нулевой ставки НДС подтверждается документами, предусмотренными НК РФ, в том числе копиями транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы России.
Согласно НК РФ при вывозе товаров за пределы таможенной территории ТС, в том числе через территорию государства-члена ТС, морским, речным судном, судном смешанного (река-море) плавания в налоговые органы представляются копии поручения на отгрузку товаров и коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема товара к перевозке документа.
Разъяснено, что отсутствие поручения на отгрузку нефтепродуктов при оказании услуг по перевозке морскими судами нефтепродуктов из российских портов в районы рыбного промысла за пределами России, таможенное декларирование которых осуществляется на момент их нахождения на морском судне, не является основанием для отказа в обоснованности применения нулевой ставки НДС в отношении указанных услуг по перевозке нефтепродуктов.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 апреля 2016 г. N 03-07-08/21578
Текст письма официально опубликован не был