Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28 апреля 2016 г. N 306-ЭС15-20034 по делу N А12-24106/2014 Суд отменил постановление окружного суда и оставил в силе судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, поскольку арбитражным управляющим не доказан факт причинения вреда имущественным правам кредиторов, так как уступленные банком требования обеспечивались поручительствами, а это значит, что их ликвидность не могла определяться лишь финансовым состоянием основного должника без оценки реальной возможности истребования задолженности с поручителей

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В рамках дела о банкротстве АО конкурсный управляющий оспаривал договор цессии и действия общества по оплате уступленных требований. По указанному договору банк обязался уступить обществу требования к заемщику, а также права по обеспечивающим сделкам поручительства.

Конкурсный управляющий ссылался на то, что данная сделка является подозрительной.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ отменила постановление окружного суда, который удовлетворил заявление конкурсного управляющего. При этом она исходила из следующего.

Конкурсному управляющему необходимо было доказать совокупность определенных обстоятельств. А именно: договор цессии, действия по его исполнению совершены с целью причинить вред имущественным правам кредиторов; в результате их совершения такой вред был причинен; банк знал или должен был знать об указанной цели должника к моменту уступки.

Однако сам факт причинения вреда не был доказан. Уступленные банком требования обеспечивались поручительствами. А значит, их ликвидность не могла определяться лишь финансовым состоянием основного должника без оценки реальной возможности истребования задолженности с поручителей.

АО как новый кредитор получило от заемщика денежные средства. В рамках дела о банкротстве заемщика данный платеж был признан недействительным. Но АО денежные средства заемщику не вернуло.

Требование заемщика к АО на сумму невозвращенного платежа было выставлено на торги. Победитель по данному лоту стал кредитором АО на данную сумму.

Суд округа констатировал взаимосвязанность операции по перечислению заемщиком денежных средств АО, договора цессии и отношений, связанных с расчетами по нему. Он признал их притворными, прикрывающими прямое погашение заемщиком, находящимся в процедуре банкротства, долга перед банком.

Однако конкурсный управляющий такого требования не предъявлял. А суд не уполномочен изменять по своему усмотрению предмет заявления с целью использования более эффективного способа защиты.

Последствием недействительности прикрываемой сделки по прямому погашению долга является реституция между банком и АО и признание отсутствующим требования победителя торгов к АО.

Поэтому вопрос о недействительности двух расчетных операций и договора цессии как взаимосвязанных отношений нельзя было рассматривать без привлечения победителя торгов.

Таким образом, окружной суд рассмотрел без участия надлежащих ответчиков незаявленное требование и неверно применил последствия недействительности сделок (действий).


Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28 апреля 2016 г. N 306-ЭС15-20034 по делу N А12-24106/2014


Текст определения официально опубликован не был