Письмо Федеральной налоговой службы от 17 мая 2016 г. N АС-4-15/8657@ "О рассмотрении обращения"

Письмо Федеральной налоговой службы от 17 мая 2016 г. N АС-4-15/8657@
"О рассмотрении обращения"

 

Федеральная налоговая служба, рассмотрев в рамках своей компетенции интернет-обращение <...>, сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии их связи с деятельностью, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Кодекс не содержит перечня документов, подтверждающих те или иные расходы для цели налогообложения прибыли, но указывает на необходимость их соответствия действующему законодательству.

Из статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" следует, что формы первичных учетных документов, содержащие установленные пунктом 2 указанной статьи обязательные реквизиты, определяются руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

При этом статьей 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" определено, что перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, является транспортная накладная, форма которой утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272. Таким образом, в сфере регулирования перевозок автомобильным транспортом действующее законодательство устанавливает специальные требования в отношении форм первичных учетных документов, оформляющих такого рода операции.

В части исполнения налогоплательщиками обязанностей по представлению налоговым органам для ознакомления подлинников документов необходимо иметь в виду следующее.

Из совокупности норм статьи 153 и статьи 161 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что действия юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей должны совершаться в простой письменной форме.

Согласно пункту 3.1 Национального стандарта Российской Федерации "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (ГОСТ Р 7.0.8-2013, утвержден приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст) подлинником документа является первый или единичный его экземпляр.

Таким образом, в случае оформления документа на бумажном носителе с собственноручными подписями лиц, ответственных за оформление операции, такой экземпляр и является подлинником.

Замена подлинника документа его электронным скан-образом с подписанием такого образа усиленными квалифицированными электронными подписями ответственных лиц всех участвующих сторон в случае обязанности предоставления подлинника документа действующим законодательством не предусмотрена.

 

Действительный государственный
советник РФ
2-го класса

С.Н. Андрющенко

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

При налогообложении прибыли учитываются обоснованные и документально подтвержденные расходы.

НК РФ не содержит перечня документов, подтверждающих те или иные затраты, но указывает на необходимость их соответствия действующему законодательству.

Формы первичных учетных документов, содержащие обязательные реквизиты, определяются руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухучета.

В сфере регулирования перевозок автомобильным транспортом действующее законодательство устанавливает специальные требования в отношении форм первичных учетных документов.

Отмечено, что при составлении документа на бумажном носителе с собственноручными подписями ответственных лиц такой экземпляр является подлинником.

Замена подлинника его электронным скан-образом с проставлением усиленных квалифицированных электронных подписей ответственных лиц всех участвующих сторон в случае обязанности предоставления подлинника документа действующим законодательством не предусмотрена.


Письмо Федеральной налоговой службы от 17 мая 2016 г. N АС-4-15/8657@ "О рассмотрении обращения"


Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 31 мая - 6 июня 2016 г. N 20