Письмо Федеральной налоговой службы от 14 июня 2016 г. N СД-4-3/10498@ "О налоге на добавленную стоимость"

Письмо Федеральной налоговой службы от 14 июня 2016 г. N СД-4-3/10498@
"О налоге на добавленную стоимость"

 

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, на основании договоров транспортной экспедиции и сообщает следующее.

Как указано в обращении, налогоплательщик является таможенным перевозчиком и на основании договоров транспортной экспедиции оказывает услуги по перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита по территории Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. При заключении договоров транспортной экспедиции обговаривается конкретный маршрут перевозки, который фиксируется в заявке на перевозку. В основном налогоплательщик оказывает услуги по перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия, находящегося на территории Российской Федерации, до внутреннего таможенного органа, также находящегося на территории Российской Федерации.

В соответствии с абзацем пятым подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях указанной статьи Налогового кодекса к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Таким образом, указанные услуги будут облагаться по ставке 0 процентов при одновременном выполнении следующих условий:

договор должен соответствовать требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" к договору транспортной экспедиции;

услуги должны оказываться именно при организации международной перевозки.

Понятие видов услуг, относящихся к вышеуказанным транспортно-экспедиционным услугам, нормой подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса не определено. В связи с чем, с учетом положений статьи 11 Налогового кодекса, следует руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленных Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст.

Вместе с тем, если услуги, предусмотренные абзацем пятым подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, оказываются не на основании договора транспортной экспедиции и (или) не при организации международной перевозки, то реализация таких услуг подлежит налогообложению на основании пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса по ставке 18 процентов.

На основании абзаца первого подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке.

Согласно положениям абзаца второго подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, в целях применения указанной статьи Налогового кодекса, под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Что касается транспортно-экспедиционных услуг и услуг по перевозке товаров, ввозимых в Российскую Федерацию (вывозимых из Российской Федерации) и не предусмотренных вышеуказанными абзацами первым, вторым и пятым подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, а также не поименованных в других подпунктах пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, то такие услуги облагаются НДС на основании пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса по ставке 18 процентов.

При применении указанных норм подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 оказание вышеуказанных услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению нулевой ставки налога всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. В связи с этим данную ставку налога применяют как перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абзацы первый и второй подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса), так и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абзац пятый подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса). При этом действие подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.

Одновременно сообщается, что на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию Российской Федерации до таможенного органа в месте убытия с территории Российской Федерации, налогообложение производится по ставке 0 процентов.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.

 

Государственный советник
Российской Федерации
3 класса

Д.С. Сатин

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

При реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, налогообложение в определенных случаях производится по налоговой ставке 0%. Это возможно, если договор соответствует требованиям ГК РФ и закона о транспортно-экспедиционной деятельности и при этом услуги оказываются именно при организации международной перевозки.

Вид услуг определяется согласно классификации транспортно-экспедиторских услуг, установленных национальным стандартом. При этом под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за границей.

Оказание указанных услуг несколькими лицами само по себе не препятствует применению нулевой ставки налога всеми участниками. Ее применяют как перевозчики, так и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг. При этом не имеет значения, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.


Письмо Федеральной налоговой службы от 14 июня 2016 г. N СД-4-3/10498@ "О налоге на добавленную стоимость"


Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 28 июня - 18 июля 2016 г. N 23-24, в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 30 июня 2016 г. N 25