Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 240-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 240-ФЗ
"О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"


Принят Государственной Думой 14 июня 2016 года

Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года


Статья 1

Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2003, N 22, ст. 2066; N 52, ст. 5037; 2004, N 31, ст. 3231; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 31; 2008, N 48, ст. 5519; 2009, N 29, ст. 3632; N 30, ст. 3739; 2010, N 31, ст. 4198; N 45, ст. 5752; N 48, ст. 6247; 2011, N 27, ст. 3873; N 47, ст. 6611; N 49, ст. 7014; 2012, N 27, ст. 3588; 2013, N 26, ст. 3207; N 30, ст. 4081; N 40, ст. 5037; N 52, ст. 6985; 2014, N 14, ст. 1544; N 45, ст. 6157, 6158; N 48, ст. 6657; 2015, N 10, ст. 1419; 2016, N 7, ст. 920; N 18, ст. 2506) следующие изменения:

1) в абзаце первом пункта 2.1 статьи 23 слова "по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств" заменить словами "по своему выбору";

2) в пункте 1 статьи 59:

а) подпункт 1 после слов "в соответствии с законодательством Российской Федерации" дополнить словами ", исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве",";

б) дополнить подпунктом 2.1 следующего содержания:

"2.1) признания банкротом гражданина в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по итогам завершения расчетов с кредиторами в соответствии с указанным Федеральным законом;";

3) в статье 64:

а) в пункте 2.1 слова ", физическому лицу - на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание" исключить;

б) подпункты 1 и 2 пункта 5 признать утратившими силу;

в) дополнить пунктом 5.4 следующего содержания:

"5.4. При обращении в уполномоченный орган физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога представление документов, указанных в подпункте 5 пункта 5 настоящей статьи, не требуется.";

4) в статье 86:

а) в пункте 2:

абзац первый после слов "Российской Федерации" дополнить словами "в электронной форме";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций могут быть запрошены налоговыми органами в банках, если указанные организации являлись участниками сделки (операции) и (или) совокупности сделок (операций) с лицом, в отношении которого проводится налоговая проверка либо у которого истребуются документы (информация) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса.";

б) в пункте 3:

абзац первый дополнить новым первым предложением следующего содержания: "Запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме.";

абзац второй после слов "представления банками" дополнить словами "в электронной форме";

5) в статье 89.1:

а) абзац четвертый пункта 2 изложить в следующей редакции:

"полное и сокращенное наименования ответственного участника, а также иных участников консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением участников, в отношении которых за соответствующий период проводится (проведен) налоговый мониторинг, с учетом положений пункта 4.1 настоящей статьи);";

б) дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:

"4.1. При проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков налоговые органы не вправе проверять правильность определения полученных доходов и осуществленных расходов участником консолидированной группы налогоплательщиков за период, за который в отношении него проводится (проведен) налоговый мониторинг, за исключением следующих случаев:

1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

2) досрочное прекращение налогового мониторинга;

3) невыполнение мотивированного мнения налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налога на прибыль организаций, направленного участнику консолидированной группы налогоплательщиков, указанным участником консолидированной группы налогоплательщиков. В этом случае налоговый орган вправе проверить правильность определения полученных доходов и осуществленных расходов указанным участником консолидированной группы налогоплательщиков в соответствии с мотивированным мнением налогового органа;

4) представление ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией в связи с уменьшением доходов (увеличением расходов) участником консолидированной группы налогоплательщиков, в отношении которого проводился налоговый мониторинг.";

6) в пункте 3 статьи 93:

а) дополнить новыми абзацами третьим и четвертым следующего содержания:

"Указанное уведомление может быть представлено в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Лица, на которых в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса не возложена обязанность по представлению налоговой декларации в электронной форме, вправе направить указанное уведомление по почте заказным письмом.

Форма и формат указанного уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.";

б) абзацы третий и четвертый считать соответственно абзацами пятым и шестым;

7) в пункте 5 статьи 93.1:

а) абзац второй изложить в следующей редакции:

"Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленный срок документов (информации), вправе продлить срок представления этих документов (информации).";

б) абзац третий дополнить предложением следующего содержания: "Указанное в абзаце втором настоящего пункта уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 93 настоящего Кодекса.";

8) в статье 105.26:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организацию (далее в настоящем разделе - организация).

Предметом налогового мониторинга в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков также является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

При этом не является предметом налогового мониторинга в отношении ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков правильность определения другими участниками консолидированной группы налогоплательщиков полученных доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.";

б) в подпункте 1 пункта 3:

слово "рублей;" заменить словом "рублей.";

дополнить абзацами следующего содержания:

"При определении совокупной суммы налогов, указанных в настоящем подпункте, учитываются налоги, обязанность по уплате которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента.

Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), в совокупную сумму налогов, указанных в настоящем пункте, включается сумма налога на прибыль организаций, определяемая на основе полученных ею доходов и осуществленных ею расходов, учитываемых при формировании консолидированной налоговой базы;";

в) в пункте 6:

в абзаце первом слова "служащих основаниями для исчисления (удержания), уплаты (перечисления) налогов и сборов" заменить словами "связанных с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов";

абзац второй изложить в следующей редакции:

"В регламенте информационного взаимодействия указываются порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.";

г) дополнить пунктом 7 следующего содержания:

"7. Для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (далее в настоящей главе - система внутреннего контроля) понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Применяемая организацией система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к организации системы внутреннего контроля, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.";

9) в статье 105.27:

а) в пункте 2:

в подпункте 1 слова "по установленной форме" исключить;

дополнить подпунктом 4 следующего содержания:

"4) внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.";

б) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

"3.1. Если в представленном регламенте информационного взаимодействия не полностью указана информация, предусмотренная пунктом 6 статьи 105.26 настоящего Кодекса, налоговый орган не позднее одного месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга сообщает об этом организации с требованием представить в течение 10 дней необходимые пояснения (дополнительные документы, информацию) и (или) внести соответствующие изменения (дополнения) в регламент информационного взаимодействия.";

в) в абзаце первом пункта 4 слова "пунктом 2" заменить словами "пунктами 2 и 3.1";

г) пункт 5 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:

"4) несоответствие применяемой организацией системы внутреннего контроля установленным требованиям к организации системы внутреннего контроля.";

10) в статье 105.29:

а) абзац первый пункта 4 изложить в следующей редакции:

"4. Истребуемые документы (информация), пояснения могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.";

б) в пункте 5:

дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:

"Указанное в абзаце втором настоящего пункта уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 93 настоящего Кодекса.";

абзац третий считать абзацем четвертым.


Статья 2

Абзацы третий и четвертый подпункта "д" пункта 20 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4198) признать утратившими силу.


Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации

В. Путин


Москва, Кремль

3 июля 2016 г.

N 240-ФЗ


Внесены изменения в часть первую НК РФ.

Так, налогоплательщикам-физлицам по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, предоставлена возможность сообщать сведения о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Расширен перечень оснований для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и списанию.

Исключена возможность предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога физлицу на сумму, не превышающую стоимость его имущества.

Установлено, что при обращении физлица, не являющегося ИП, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога не требуется представление перечня контрагентов - дебиторов этого лица.

Также уточнены обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля; порядок проведения выездной налоговой проверки; порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках; общие положения о налоговом мониторинге.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования.


Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 240-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"


Настоящий Федеральный закон вступает в силу 3 августа 2016 г.


Текст Федерального закона опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 3 июля 2016 г., в "Российской газете" от 6 июля 2016 г. N 146, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 июля 2016 г. N 27 (часть I) ст. 4173


История рассмотрения и принятия Федерального закона

Актуальный текст документа