Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 июля 2016 г. N 03-07-11/40217
Вопрос: ЗАО (ПАО) реализует имущество (движимое, недвижимое) индивидуальному предпринимателю. Индивидуальный предприниматель и 100% акционер ЗАО (ПАО) одно и то же лицо. Реализуемое имущество ЗАО (ПАО) продается по стоимости, определенной независимой оценочной организацией. Цена реализации имущества ниже балансовой стоимости этого имущества. Сделка между ИП и ЗАО (ПАО) не является контролируемой (п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
1. Как определить налоговую базу по НДС в отношении реализуемого движимого и недвижимого имущества?
2. Цена реализации имущества, определенная на основании заключения независимого оценщика, является достоверной для исчисления налоговой базы по НДС в отношении реализуемого имущества?
3. Есть ли основания у налогового органа при проведении проверки оспорить цену реализации по данной сделке между двумя аффилированными лицами?
Ответ: В связи с письмом по вопросам о порядке определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при реализации имущества по договору, заключаемому между взаимозависимыми лицами, и налоговом контроле при проведении сделки между взаимозависимыми лицами Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса.
Таким образом, при реализации имущества по договору, заключаемому между взаимозависимыми лицами, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется в соответствии с положениями указанной статьи 154 Кодекса.
Что касается вопроса о налоговом контроле при проведении сделки между взаимозависимыми лицами, то в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами налоговый контроль осуществляется в порядке, установленном разделом V.1 Кодекса. В рамках указанного контроля проверяется полнота исчисления и уплаты налогов, перечисленных в пункте 4 статьи 105.3 Кодекса.
Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, который вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по таким сделкам рыночному уровню с применением методов, предусмотренных положениями главы 14.1 Кодекса.
В свою очередь, контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок (пункт 1 статьи 105.1 Кодекса).
Одновременно отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 82 и статьей 87 Кодекса территориальные налоговые органы вправе осуществлять посредством выездных и камеральных налоговых проверок налоговый контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, в том числе доказывать получение необоснованной налоговой выгоды при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов. При этом в случаях установления фактов уклонения от налогообложения в результате манипулирования налогоплательщиком ценами в сделках между взаимозависимыми лицами, не отвечающих признакам контролируемых, территориальным налоговым органом может быть доказано получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок, в том числе с применением методов, установленных главой 14.1 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Возник вопрос о порядке определения налоговой базы по НДС при реализации имущества по договору между взаимозависимыми лицами и о налоговом контроле при проведении сделки между взаимозависимыми лицами.
В силу НК РФ налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как их стоимость, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии с порядком, установленным для сделок между взаимозависимыми лицами.
Таким образом, при реализации имущества по договору, заключаемому между взаимозависимыми лицами, налоговая база по НДС определяется в указанном порядке.
Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится ФНС России, которая вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по таким сделкам рыночному уровню с применением методов, предусмотренных НК РФ.
Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок.
При этом территориальные налоговые органы вправе осуществлять посредством выездных и камеральных налоговых проверок налоговый контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, в том числе доказывать получение необоснованной налоговой выгоды при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 июля 2016 г. N 03-07-11/40217
Текст письма официально опубликован не был