Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Письмо Министерства экономического развития РФ от 22 января 2015 г. N Д05и-74 "О предложениях по внесению изменений в Федеральный закон N 209-ФЗ"

 

Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России благодарит Ассоциацию региональных банков России (Ассоциация "Россия") за активную позицию по вопросам совершенствования законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, и выдвигаемые инициативы, направленные на развитие финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства.

По результатам рассмотрения предложений о внесении изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) сообщаем следующее.

По предложению о внесении изменений в пункт 2 части 1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ в части увеличения пороговых значений средней численности работников за предшествующий календарный год, а также в пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ в части исключения предельных значений балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год из условий отнесения предприятия к субъектам малого или среднего предпринимательства отмечаем, что при разработке Федерального закона N 209-ФЗ условия отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого или среднего предпринимательства были гармонизированы с условиями, применяемыми в зарубежных странах, являющихся основными торгово- экономическими партнерами Российской Федерации, в том числе страны Европейского союза, США, Япония, страны СНГ.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункт 2 части 1 статьи 4" следует читать "пункт 2 части 1.1 статьи 4", а вместо слов "пункт 3 части 1 статьи 4" следует читать "пункт 3 части 1.1 статьи 4"

В частности, пороговые значения средней численности работников за предшествующий календарный год, применяемые в странах Европейского союза, составляют:

- микропредприятия - не более 10 человек;

- малые предприятия - от 10 до 49 человек;

- средние предприятия - от 50 до 249 человек.

Более того, сопоставление среднего числа занятых в расчете на одного субъекта малого или среднего предпринимательства с установленными законодательством Российской Федерации пороговыми значениями (до 15, до 100 и до 250 работников) говорит о том, что малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации представлено в основном небольшими компаниями, численность занятых которых заметно ниже указанных значений.

Так, по данным Росстата, значения средней численности работников в расчете на одного субъекта малого или среднего предпринимательства за 2013 год составили:

- для микропредприятий - 3 человека;

- для малых предприятий - 28 человек;

- для средних предприятий - 103 человека.

Одновременно в ряде зарубежных стран (страны Европейского союза, страны СНГ) при отнесении хозяйствующих субъектов к субъектам малого или среднего предпринимательства также применяется условие по предельным значениям балансовой стоимости активов.

Гармонизация критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого или среднего предпринимательства позволяет проводить сопоставимый анализ и оценку сектора малого и среднего предпринимательства с учетом практики регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах.

Учитывая изложенное, внесение указанных изменений в Федеральный закон N 209-ФЗ в настоящий момент не может быть поддержано.

Кроме того, отмечаем, что в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ для изменения категории субъекта малого или среднего предпринимательства хозяйствующему субъекту необходимо соответствовать одному из установленных критериев в течение двух календарных лет подряд.

При этом период в два календарных года позволяет снизить риски манипулирования финансово-экономическими показателями деятельности со стороны хозяйствующего субъекта при обращении указанного субъекта за получением предусмотренных законодательством Российской Федерации форм и видов поддержки различных категорий субъектов предпринимательской деятельности, а также снизить риски одномоментной потери хозяйствующим субъектом статуса субъекта малого и среднего предпринимательства с последующей утратой права на соответствующую поддержку.

Двухлетний период, используемый для изменения категории субъекта малого или среднего предпринимательства также соответствует зарубежной практике.

Так, например, согласно Рекомендациям Европейской Комиссии для определения микропредприятий, малых и средних предприятий от 6 мая 2003 г. N 2003/361/СЕ "если установленные пороговые значения численности работников и выручки превышены или не достигнуты предприятием, то на основании этого оно утрачивает или приобретает статус среднего, малого предприятия или микропредприятия только в случае, если такое положение сохраняется в течение двух последующих финансовых лет".

Законодательством Великобритании предусмотрено, что "для квалификации в качестве малого или среднего предприятия компания должна соответствовать квалификационным условиям в течение предыдущего и текущего финансовых лет" (пункты 382 и 465 Закона о компаниях 2006 г.).

Таким образом, представленное предложение о внесении изменений в часть 4 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ в части обеспечения возможности изменения категории субъекта малого или среднего предпринимательства по итогам одного календарного года не обеспечивает защиту интересов малого и среднего предпринимательства.

По предложению об утверждении в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ перечня юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", обращаем внимание, что 8 декабря 2014 г. принято постановление Правительства Российской Федерации N 1335 "Об утверждении Правил включения юридических лиц в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", для целей статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктом 1 части 1 статьи 4" следует читать "пунктом 1 части 1.1 статьи 4"

В части увеличения предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения предприятия к субъектам малого или среднего предпринимательства сообщаем, что во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2014 г. N ИШ-П13-105пр Минэкономразвития России совместно с Минфином России проработало вопрос об увеличении предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения предприятия к субъектам малого или среднего предпринимательства и направило в Правительство Российской Федерации соответствующий доклад, согласно которому предложено установить пороговые значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) в следующем размере:

- микропредприятия - 200 млн. рублей;

- малые предприятия - 1 млрд. рублей;

- средние предприятия - 6 млрд. рублей.

По мнению Минэкономразвития России, реализация данного предложения позволит включить в число получателей государственной поддержки, предусмотренной в рамках государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, быстрорастующих малых и средних предприятий.

Вместе с тем в настоящее время Правительством Российской Федерации решение по указанному вопросу не принято.

По предложению о внесении изменений в часть 2 статьи 15 Федерального закона N 209-ФЗ в части включения в перечень организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, управляющих организаций технопарков и индустриальных парков сообщаем, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона N 209-ФЗ под инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства понимается система коммерческих и некоммерческих организаций, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки.

Так, технопарки и индустриальные парки, являясь в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывают субъектам малого и среднего предпринимательства в том числе имущественную поддержку.

Управление имущественным комплексом технопарка (индустриального парка), а также обеспечение его организационной деятельности осуществляется управляющей компанией, отобранной по конкурсу или созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что основной функцией управляющей компании является управление совокупностью объектов недвижимости технопарка (индустриального парка), включение в перечень организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, управляющих организаций технопарков и индустриальных парков не может быть поддержано.

 

Директор
Департамента развития малого и среднего
предпринимательства и конкуренции

Н.И. Ларионова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Письмо Министерства экономического развития РФ от 22 января 2015 г. N Д05и-74 "О предложениях по внесению изменений в Федеральный закон N 209-ФЗ"


Текст письма официально опубликован не был