Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 сентября 2016 г. N 03-07-13/1/51483
Вопрос: АО, налоговый резидент Республики Казахстан (далее продавец) продает рекламные услуги резиденту Российской Федерации (далее покупатель).
Обе компании должны руководствоваться Правилом взимания косвенных налогов регулируемым приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе "Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" в соответствии с указанным нормативным документом, при выполнении работ, оказании услуг НДС взимается в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг:
- В случае, если местом реализации признается Республика Казахстан, то налогоплательщик Республики Казахстан самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС, не удерживая НДС у нерезидента.
Но покупатель, ссылаясь на ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации, требует включить в стоимость услуг сумму НДС в размере 18%. Покупатель считает, что НДС должен быть удержан, и уплачен в бюджет Российской Федерации, с чем мы не согласны.
Согласно протоколу, НДС за нерезидента в размере 18% должен исчисляться и уплачиваться в Российской Федерации, за свой счет, без удержаний, так как в протоколе, подписанном между странами членами ЕАЭС об удержании НДС не говорится.
В связи с вышеизложенным просим разъяснить правомерно ли требование российской стороны об увеличении стоимости услуг на сумму НДС, тогда как в соответствии с казахстанским налоговым законодательством, если местом реализации будет признаваться Республика Казахстан, обязательства по исчислению и уплате НДС за нерезидента возлагаются на казахстанского налогоплательщика.
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании казахстанским хозяйствующим субъектом рекламных услуг российской организации Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным между хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), установлен разделом IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 3 Протокола местом реализации рекламных услуг признается территория государства - члена ЕАЭС, налогоплательщиком которого приобретаются такие услуги.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпункта 4 пункта 29"
Учитывая изложенное, если покупателем рекламных услуг, оказываемых казахстанским хозяйствующим субъектом, является российская организация, местом реализации таких услуг признается территория Российской Федерации, и, соответственно, такие услуги являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
В связи с тем, что порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость покупателями работ (услуг), признаваемыми налоговыми агентами, Протоколом не предусмотрен, российские налогоплательщики, на которых возлагаются такие обязанности должны руководствоваться положениями статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно пункту 1 статьи 161 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. В связи с этим, а также на основании пункта 2 статьи 161 Кодекса доход налогоплательщика - иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в целях применения данной нормы Кодекса определяется как стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), увеличенная на сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате налоговым агентом в российский бюджет.
Таким образом, требование российской организации, приобретающей рекламные услуги у казахстанского хозяйствующего субъекта, об указании в контракте суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в российский бюджет, Кодексу не противоречит.
Вместе с тем, в случае, если контрактам с налогоплательщиком - иностранным лицом, оказывающим услуги, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в российский бюджет, не предусмотрена, российский налогоплательщик вправе самостоятельно определить налоговую базу для целей налога на добавленную стоимость (доход от реализации), то есть увеличить стоимость товаров (работ, услуг) на сумму налога на добавленную стоимость.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федераций о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Казахстанский хозяйствующий субъект оказывает рекламные услуги российской организации. Возник вопрос об НДС.
В связи с этим разъяснено следующее.
Если покупателем рекламных услуг, оказываемых казахстанским хозяйствующим субъектом, является российская организация, местом реализации признается территория России. Соответственно, такие услуги облагаются НДС в нашей стране.
Требование российской организации, приобретающей рекламные услуги у казахстанского хозяйствующего субъекта, об указании в контракте суммы НДС, подлежащей уплате в российский бюджет, НК РФ не противоречит.
Вместе с тем если контрактом с иностранным лицом, оказывающим услуги, местом реализации которых признается территория России, сумма НДС, подлежащая уплате в российский бюджет, не предусмотрена, российский налогоплательщик вправе самостоятельно определить налоговую базу для целей НДС (доход от реализации), то есть увеличить стоимость товаров (работ, услуг) на НДС.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 сентября 2016 г. N 03-07-13/1/51483
Текст письма официально опубликован не был