Решение Верховного Суда РФ от 11 августа 2016 г. N АКПИ16-560 Об отказе в признании недействующим национального стандарта РФ ГОСТ Р 56836-2016 "Оценка соответствия. Правила сертификации цементов", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 января 2016 г. N 1-ст

Решение Верховного Суда РФ от 11 августа 2016 г. N АКПИ16-560

 

Именем Российской Федерации

ГАРАНТ:

Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. N АПЛ16-470 настоящее решение оставлено без изменения

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.

при секретаре Поляковой К.А.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Примстройресурс" о признании недействующим национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 56836-2016 "Оценка соответствия. Правила сертификации цементов", утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 января 2016 г. N 1-ст, и не действующей в части информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) в системе сертификации ГОСТ Р, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования, опубликованной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, установил:

приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) от 11 января 2016 г. N 1-ст утверждён для добровольного применения и введён впервые в действие с 1 февраля 2016 г. национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56836-2016 "Оценка соответствия. Правила сертификации цементов" (далее - ГОСТ Р 56836-2016).

Разделом 1 стандарта определена область его применения. Он устанавливает содержание процедур и порядок проведения работ по сертификации цементов на соответствие требованиям, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии". Стандарт предназначен для применения заявителями (изготовителями, лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя), органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), специалистами органа, осуществляющего федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц, и других заинтересованных лиц, может применяться как при обязательной, так и при добровольной сертификации цементов.

В информационной системе общего пользования - на официальном сайте Госстандарта в сети Интернет (www.gost.ru) в электронно-цифровой форме размещена информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) в системе сертификации ГОСТ Р, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования (далее - Информация).

В графе 3 Информации в разделе "5730 (2523) Цемент" в числе обозначенных определяющих нормативных документов указан ГОСТ Р 56836-2016.

Общество с ограниченной ответственностью "Примстройресурс" (далее - ООО "Примстройресурс") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим ГОСТ Р 56836-2016, а также частично недействующей Информации как акта, обладающего нормативными свойствами, ссылаясь на то, что ГОСТ Р 56836-2016 не соответствует абзацу второму пункта 2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а Информация в части включения в раздел "5730 (2523) Цемент" ссылок на ГОСТ Р 56836-2016 не соответствует действительному смыслу положений абзаца второго пункта 2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Свои требования административный истец мотивировал тем, что ГОСТ Р 56836-2016 принят Росстандартом с превышением предоставленных данному органу полномочий, создаёт для ООО "Примстройресурс" необоснованные препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку в нарушение установленного Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" порядка изменяет действующие правила и процедуры обязательной оценки соответствия. Информация содержит не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, предписывающие применение ГОСТ Р 56836-2016 как нормативного документа, устанавливающего обязательные требования к оценке соответствия (обязательной сертификации) цементов.

В письменных возражениях административный ответчик указал, что ГОСТ Р 56836-2016 был разработан, прошёл все стадии публичного обсуждения и введён в действие в качестве национального стандарта в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", в пределах полномочий Росстандарта, утверждён для добровольного применения, ГОСТ Р 56836-2016 и Информация не являются нормативными правовыми актами, не создают необоснованных препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности, не нарушают прав и законных интересов административного истца и соответствуют законодательству Российской Федерации.

В объяснениях по существу административного иска заинтересованные лица Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России), Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) пояснили, что ГОСТ Р 56836-2016 утверждён уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для добровольного применения, соответствует законодательству Российской Федерации, не подлежал представлению на государственную регистрацию в качестве нормативного правового акта.

В судебном заседании представители ООО "Примстройресурс" Харченко А.Н., Чанышев Д.А. поддержали заявленные требования.

Представитель Росстандарта Коломыцев Ю.М. административный иск не признал. Представитель Минпромторга России Цумеров А.В. и представитель Минюста России Башилова В.Е. возразили против удовлетворения требований.

Выслушав объяснения представителей ООО "Примстройресурс" Харченко А.Н., Чанышева Д.А., возражения представителя Росстандарта Коломыцева Ю.М., представителя Минпромторга России Цумерова А.В., представителя Минюста России Башиловой В.Е., проверив оспариваемые акты на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, установлены Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ), который регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в его статье 14. Данный федеральный закон вступил в силу 29 сентября 2015 г., за исключением отдельных положений, указанных в его части 2 статьи 36, вступивших в силу с 1 июля 2016 г.

Национальный стандарт Российской Федерации относится к числу документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации (пункт 2 статьи 2, статья 14 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ).

На день утверждения ГОСТ Р 56836-2016 цели, принципы стандартизации, документы в области стандартизации, а также соответствующие полномочия национального органа Российской Федерации по стандартизации, связанные с утверждением национальных стандартов, правила разработки и утверждения национальных стандартов были определены в статьях 11-14, 16 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ), утративших силу 1 июля 2016 г.

Исходя из пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ, пункта 1, подпунктов 5.4.6, 5.4.11 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294, в редакциях, действовавших на день утверждения ГОСТ Р 56836-2016, утверждение национального стандарта относилось к полномочиям Росстандарта как федерального органа исполнительной власти, выполняющего функции национального органа по стандартизации.

Статьёй 16 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ, устанавливавшей правила разработки и утверждения национальных стандартов, было предусмотрено, что разработчиком национального стандарта может быть любое лицо, а уведомление о разработке национального стандарта и уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта подлежат опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункты 2, 3, 5, 6).

В соответствии с пунктом 5 Положения об опубликовании уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. N 458, уведомление о разработке проекта ГОСТ Р "Оценка соответствия. Правила сертификации цементов" было размещено на официальном сайте Росстандарта в сети Интернет (www.gost.ru) 5 ноября 2015 г., публичное обсуждение проекта данного национального стандарта проводилось с учётом предложений и замечаний заинтересованных лиц и завершилось 31 декабря 2015 г., о чём также на указанном сайте было размещено соответствующее уведомление.

Разработчиком проекта являлось открытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (г. Москва).

ГОСТ Р 56836-2016 опубликован в отдельном официальном печатном издании (М.: Стандартинформ, 2016), размещён на официальном сайте Росстандарта в сети Интернет (www.gost.ru), что соответствует требованиям подпункта "а" пункта 3 Положения об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. N 594, согласно которому тексты национальных стандартов подлежат официальному опубликованию в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и информационной системе общего пользования - на официальном сайте Росстандарта.

Таким образом, ГОСТ Р 56836-2016 утверждён и введён в действие Росстандартом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и в пределах полномочий национального органа по стандартизации.

В силу статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ правовое регулирование отношений в сфере стандартизации осуществляется данным федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1). Применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ (часть 2).

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ установлено, что он регулирует отношения, возникающие при:

разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия; оценке соответствия.

Согласно статье 2 названного федерального закона под техническим регулированием понимается в том числе правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Этой же статьёй установлено, что оценка соответствия - это прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту, а подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров; сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 46 данного федерального закона со дня его вступления в силу обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия (абзац первый пункта 3 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 утверждён единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, который на основании постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2015 г. N 930 дополнен разделом 2523 (Цемент), согласно которому к числу продукции, подлежащей обязательной сертификации, отнесены портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый, цемент суперсульфатный и аналогичные гидравлические цементы, неокрашенные или окрашенные, готовые или в форме клинкеров.

Технический регламент об оценке соответствия цемента отсутствует.

В силу частей 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

Согласно пункту 6 статьи 2 этого федерального закона объект стандартизации - это продукция (работы, услуги), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты.

Стандартизация в Российской Федерации основывается на принципе добровольности применения документов по стандартизации (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ). До 1 июля 2016 г. данный принцип был закреплён в статье 12 и абзаце втором пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ.

ГОСТ Р 56836-2016 соответствует приведённым нормативным положениям действующего законодательства и, как следует из пункта 1 приказа Росстандарта от 11 января 2016 г. N 1-ст, утверждён для добровольного применения.

Согласно статье 4.7 ГОСТ Р 56836-2016 предусмотренная им сертификация проводится по заявке изготовителя или уполномоченного зарубежным изготовителем лица на сертификацию серийно изготовляемых цементов. Административный истец не является изготовителем или лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя. Следовательно, ГОСТ Р 56836-2016 не устанавливает для административного истца обязательных требований.

Оспариваемый полностью национальный стандарт не создаёт каких-либо неравных условий осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности для её субъектов, не ограничивает конкуренцию. В частности, им не установлено нормативных правовых положений, которые противоречат пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", то есть необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путём установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Обязательное подтверждение соответствия цементов перечисленных выше видов (марок), выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации, предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 во взаимосвязи с абзацем первым пункта 2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ.

ГОСТ Р 56836-2016 не является нормативным правовым актом и не отменяет правила и процедуры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ, согласно которым до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов должна осуществляться обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия. Определённые в нём содержание процедур и порядок проведения работ по сертификации цементов носят рекомендательный характер.

Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации утверждён постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) от 21 сентября 1994 г. N 15 (зарегистрирован в Минюсте России 5 апреля 1995 г., регистрационный номер 826). Действие данного нормативного правового акта, принятого до дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ, не прекращено.

С учётом изложенных обстоятельств доводы административного истца о противоречии проверяемого национального стандарта положениям абзаца второго пункта 2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ лишены правовых оснований.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 Госстандарту и Федеральной таможенной службе с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на основе единых перечней продукции, утверждённых пунктом 1 данного постановления, предписано обеспечить публикацию информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования.

Следовательно, размещение Госстандартом в электронно-цифровой форме на официальном сайте в сети Интернет Информации, содержащей в том числе указание в графе 3 в разделе "5730 (2523) Цемент" ссылку на ГОСТ Г 56836-2016, произведено во исполнение отмеченного выше предписания Правительства Российской Федерации и ему не противоречит.

В оспариваемой части Информация не может быть признана актом, обладающим нормативными свойствами, поскольку она не содержит разъяснений конкретных нормативных положений, в том числе абзаца второго пункта 2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ, не устанавливает иных, отличных от действующего законодательства Российской Федерации, общеобязательных правил. Доводы административного истца о её несоответствии закону не могут быть признаны правильными.

По изложенным выше мотивам оснований для удовлетворения требований о признании недействующими ГОСТ Г 56836-2016 и оспариваемой в части Информации, которые, в свою очередь, не нарушают права административного истца в указанных им аспектах, не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 215, 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Примстройресурс" о признании недействующим национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Г 56836-2016 "Оценка соответствия. Правила сертификации цементов", утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 января 2016 г. N 1-ст, и не действующей в части информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) в системе сертификации ГОСТ Р, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования, опубликованной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Ю.Г. Иваненко

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Верховного Суда РФ от 11 августа 2016 г. N АКПИ16-560


Текст решения официально опубликован не был


Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. N АПЛ16-470 настоящее решение оставлено без изменения