Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 1. Типовая дополнительная профессиональная программа (программа профессиональной переподготовки) "Кадастровая деятельность"

Приложение N 1
к приказу Министерства
экономического развития РФ
от 24 августа 2016 г. N 541

 

Типовая дополнительная профессиональная программа
(программа профессиональной переподготовки)
"Кадастровая деятельность"

С изменениями и дополнениями от:

30 октября 2017 г.

 

I. Общие положения

 

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 февраля 2018 г. - Приказ Минэкономразвития России от 30 октября 2017 г. N 578

См. предыдущую редакцию

1. Типовая дополнительная профессиональная программа (программа профессиональной переподготовки) "Кадастровая деятельность" (далее - Программа) разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, 4257, 4263; 2015, N 1, ст. 42, 53; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, 3989; N 29, ст. 4339, 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, 9; ст. 24, 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, 3290; N 27, ст. 4160, 4219, 4223, 4238, 4239, 4246, 4292; 2017, N 18, ст. 2670; N 31, ст. 4765), с учетом требований приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный номер N 29444), с изменением внесенным приказом Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. N 1244 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499" (зарегистрирован Минюстом России 14 января 2014 г., регистрационный номер N 31014) и федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 21 марта 2002 г. Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 октября 2015 г. N 1084 (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2015 г., регистрационный N 39407).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 21.03.02"

2. Профессиональная переподготовка заинтересованных лиц (далее - слушатели), осуществляемая в соответствии с Программой, может проводиться по выбору образовательной организации в соответствии с учебным планом в очной, очно-заочной, заочной формах обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

3. Разделы, включенные в учебный план Программы, используются для последующей разработки календарного учебного графика, учебно-тематического плана, рабочих программ, методических и оценочных материалов. Перечисленные документы разрабатываются образовательной организацией самостоятельно, с учетом актуальных положений законодательства об образовании и законодательства об осуществлении кадастровой деятельности, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, землеустройства, геодезии, картографии и смежных областей знаний.

4. Программа регламентирует требования к уровню профессиональной переподготовки в области кадастровой деятельности и определяет минимальный объем знаний и умений, которыми должен обладать кадастровый инженер при выполнении кадастровых работ.

Нормативный срок освоения Программы составляет 600 академических часов.

К освоению Программы допускаются физические лица, имеющие или получающие высшее образование.

5. Область профессиональной деятельности кадастрового инженера включает в себя выполнение кадастровых работ в отношении недвижимого имущества, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание иных услуг в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Объектами профессиональной деятельности кадастрового инженера являются: земельные участки, здания, сооружения, помещения, части таких объектов недвижимости, объекты незавершенного строительства, а также иные объекты недвижимости, подлежащие кадастровому учету в соответствии с федеральным законодательством.

Виды профессиональной деятельности кадастрового инженера: проектная, производственно-технологическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая.

 

II. Цель профессиональной переподготовки

 

6. Целью профессиональной переподготовки в области кадастровой деятельности является приобретение слушателями новых профессиональных компетенций, необходимых для выполнения кадастровых работ, а также реализация требований законодательства Российской Федерации в части обязательных условий принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

 

III. Планируемые результаты профессиональной переподготовки

 

7. Результатом профессиональной переподготовки слушателей по Программы является повышение уровня их профессиональных компетенций за счет приобретения знаний и умений в области кадастровой деятельности в Российской Федерации.

8. Слушатель, освоивший Программу, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

- способностью осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-1);

- способностью использовать знания современных технологий проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами (ОПК-3).

Слушатель, освоивший Программу, должен обладать профессиональными компетенциями:

1) организационно-управленческая деятельность:

- способностью использовать знания для управления земельными ресурсами, недвижимостью, организации и проведения кадастровых и землеустроительных работ (ПК-2);

2) проектная деятельность:

- способностью использовать знания нормативной базы и методик разработки проектных решений в землеустройстве и кадастрах (ПК-3);

3) научно-исследовательская деятельность:

- способностью проведения и анализа результатов исследований в землеустройстве и кадастрах (ПК-5);

4) производственно-технологическая деятельность:

- способностью использовать знание современных технологий сбора, систематизации, обработки и учета информации об объектах недвижимости современных географических и земельно-информационных системах (ПК-8);

- способностью использовать знания современных технологий при проведении землеустроительных и кадастровых работ (ПК-10);

- способностью использовать знания современных технологий технической инвентаризации объектов капитального строительства (ПК-12).

9. Карта компетенции раскрывает компонентный состав компетенции, технологии ее формирования и оценки:

1) Дисциплинарная карта компетенции ОПК-1

 

ОПК-1

способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий

Технологии формирования:

Средства и технологии оценки:

Лекции,

практическая/самостоятельная работа

Тестирование

Контрольные и курсовые работы

Итоговая аттестация

;

 

2) Дисциплинарная карта компетенции ОПК-3

 

ОПК-3

способность использовать знания современных технологий проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами

Технологии формирования:

Средства и технологии оценки:

Лекции,

практическая/самостоятельная работа

Тестирование

Курсовая работа

Итоговая аттестация

;

 

3) Дисциплинарная карта компетенции ПК-2

 

ПК-2

способность использовать знания для управления земельными ресурсами, недвижимостью, организации и проведения кадастровых и землеустроительных работ

Технологии формирования:

Средства и технологии оценки:

Лекции,

практическая/самостоятельная работа

Тестирование

Контрольные и курсовые работы

Итоговая аттестация

;

 

4) Дисциплинарная карта компетенции ПК-3

 

ПК-3

способность использовать знания нормативной базы и методики разработки проектных решений в землеустройстве и кадастрах

Технологии формирования:

Средства и технологии оценки:

Лекции,

практическая/ самостоятельная работа

Тестирование

Курсовая работа

Итоговая аттестация

;

 

5) Дисциплинарная карта компетенции ПК-5

 

ПК-5

способность проведения и анализа результатов исследований в землеустройстве и кадастрах

Технологии формирования:

Средства и технологии оценки:

Лекции,

практическая/самостоятельная работа

Тестирование

Итоговая аттестация

;

 

6) Дисциплинарная карта компетенции ПК-8

 

ПК-8

способность использовать знание современных технологий сбора, систематизации, обработки и учета информации об объектах недвижимости в современных географических и земельно-информационных системах

Технологии формирования:

Средства и технологии оценки:

Лекции,

практическая/самостоятельная работа

Тестирование

Итоговая аттестация

;

 

7) Дисциплинарная карта компетенции ПК-10

 

ПК-10

способность использовать знания современных технологий при проведении землеустроительных и кадастровых работ

Технологии формирования:

Средства и технологии оценки:

Лекции,

практическая/самостоятельная работа

Тестирование

Контрольные и курсовые работы

Итоговая аттестация

;

 

8) Дисциплинарная карта компетенции ПК-12

 

ПК-12

способность использовать знания современных технологий технической инвентаризации объектов капитального строительства

Технологии формирования:

Средства и технологии оценки:

Лекции,

практическая/ самостоятельная работа

Тестирование

Контрольные и курсовые работы

Итоговая аттестация

.

 

10. В результате освоения Программы слушатель должен:

Знать:

- общие положения и источники гражданского, земельного, градостроительного, экологического права и других;

- технологию управления земельными ресурсами;

- вопросы регулирования использования и охраны земель;

- современную классификацию государственных геодезических сетей, принципы и методы построения геодезических сетей специального назначения (опорных межевых сетей), способы, приемы и современные технические средства выполнения геодезических работ, программное обеспечение для обработки результатов геодезических измерений;

- назначение, основания и порядок выполнения кадастровых работ;

- основы выполнения аэрокосмических съемок, метрические и дешифровочные свойства различных информационных моделей, основы технологии цифровой фотограмметрической обработки снимков;

- основные понятия и определения из теории картографии, теорию картографических проекций и теорию генерализации, способы изображения тематического содержания на картах;

- назначение и принцип работы с геоинформационными системами (далее - ГИС системы);

- основы территориального планирования, землеустройства и зонирования территории объектов землеустройства;

- цели, задачи, принципы и содержание государственного мониторинга земель и иной недвижимости;

- основные положения нормативно-правовой базы в области отношений, возникающих в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Уметь:

- применять нормативные правовые документы и инструкции в практике осуществления кадастровой деятельности;

- применять современные технические средства и программное обеспечение при выполнении кадастровых работ;

- использовать данные аэро и космических снимков и иных материалов дистанционного зондирования Земли;

- владеть методами создания и использования картографических материалов с применением геоинформационных технологий (далее - ГИС технологии);

- проводить кадастровые работы в отношении недвижимого имущества, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе;

- применять методы землеустроительного проектирования при решении практических задач по формированию объектов недвижимости.

Иметь навыки:

- работы с современными геодезическими приборами, математической обработки полевых измерений и построения на их основе планово-картографических материалов;

- подготовки документов для государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество с применением специализированного программного обеспечения.

 

IV. Учебный план

 

11. Объем Программы составляет 600 часов.

Для лиц, имеющих углубленную подготовку по отдельным дисциплинам Программы, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе, с организацией учебного процесса по индивидуальному плану.

При освоении Программы возможен зачет учебных дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам, порядок которого определяется образовательной организацией самостоятельно.

12. Учебный план Программы определяет перечень, последовательность, общую трудоемкость дисциплин и формы контроля знаний.

Программа включает общепрофессиональные дисциплины и специальные дисциплины.

Образовательная деятельность слушателей предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:

- лекции;

- практические/самостоятельные работы;

- тестирование;

- контрольные и курсовые работы;

- итоговая аттестация (в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно).

 

Примерный учебный план
программы профессиональной переподготовки
"Кадастровая деятельность"

 

п/п

Наименование дисциплин

Общая трудоемкость (600 час)

1

Классификация объектов недвижимости

24

2

Правовые основы кадастровой деятельности

108

3

Саморегулирование кадастровой деятельности

12

4

Геодезия

90

5

Фотограмметрия и дистанционное зондирование Земли

24

6

Картография

24

7

Кадастровые работы в отношении недвижимого имущества

126

8

Территориальное планирование

18

9

Землеустройство

54

10

Государственное регулирование рынка недвижимости

12

11

Государственный мониторинг земель

12

12

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество

66

13

Итоговая аттестация

30

 

Итого:

600

 

13. Матрица соотнесения дисциплин учебного плана Программы и формируемых в них общекультурных и профессиональных компетенций

N п/п

Наименование дисциплины

Всего, часов

Компетенции

общепрофессиональные

профессиональные

ОПК-1

ОПК-3

ПК-2

ПК-3

ПК-5

ПК-8

ПК-10

ПК-12

1

Классификация объектов недвижимости

24

+

+

-

-

-

+

-

-

2

Правовые основы кадастровой деятельности

108

+

-

-

-

-

-

-

-

3

Саморегулирование кадастровой деятельности

12

-

-

+

-

-

-

+

-

4

Геодезия

90

+

+

+

-

-

+

-

-

5

Фотограмметрия и дистанционное зондирование Земли

24

+

+

+

-

-

-

-

-

6

Картография

24

+

+

+

-

-

+

-

-

7

Кадастровые работы в отношении недвижимого имущества

126

+

+

+

+

-

+

+

+

8

Территориальное планирование

18

+

-

-

-

-

-

-

-

9

Землеустройство

54

+

+

-

-

-

-

-

-

10

Государственное регулирование рынка недвижимости

12

+

-

-

-

-

-

-

-

11

Государственный мониторинг земель

12

+

-

-

-

-

+

-

-

12

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество

66

-

+

-

-

-

+

-

+

13

Итоговая аттестация

30

+

+

+

+

+

+

+

+

 

Итого:

600

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Календарный учебный график и учебно-тематический план

 

14. Календарный учебный график представляет собой график учебного процесса, устанавливающий последовательность и продолжительность обучения и итоговой аттестации по учебным неделям и (или) дням. Учебно-тематический план Программы определяет тематическое содержание дисциплин, последовательность разделов и (или) тем и их трудоемкость.

Календарный учебный график и учебно-тематический план разрабатываются образовательной организацией самостоятельно с учетом выбранной формы обучения (очной, очно-заочной, заочной с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий).

 

VI. Рабочие программы дисциплин

 

15. Рабочая программа каждой дисциплины содержит перечень разделов и (или) тем, а также рассматриваемых в них вопросов с учетом их трудоемкости.

Рабочие программы для каждой дисциплины разрабатываются образовательной организацией самостоятельно с учетом актуальных положений законодательства об осуществлении кадастровой деятельности, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, землеустройства, геодезии, картографии и смежных областей знаний.

 

VII. Перечень и состав отчетных работ, выполняемых слушателями

 

16. В ходе освоения Программы каждый слушатель выполняет следующие отчетные работы:

 

N п/п

Вид отчетной работы

Наименование дисциплины

1

Контрольные работы (на усмотрение образовательной организации)

Геодезия

2

Курсовые работы (на усмотрение образовательной организации)

Кадастровые работы в отношении недвижимого имущества

3

Выпускная аттестационная работа, итоговое тестирование

Итоговая аттестация

 

VIII. Контроль полученных знаний

 

17. Контроль знаний, полученных слушателями при освоении дисциплин Программы, осуществляется в следующих формах:

- тестирование для самоконтроля - доступно слушателям на протяжении всего срока прохождения профессиональной переподготовки;

- контрольное тестирование - завершает изучение отдельной дисциплины.

Вопросы-ответы тестовых заданий должны отражать содержание дисциплины с учетом целей ее освоения.

 

IX. Организационно-педагогические условия реализации Программы

 

18. Выбор методов обучения для каждого занятия определяется с учетом того, что Программы ориентирована на частичное или полное использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

19. Учебный процесс организуется с применением инновационных технологий и методик обучения, способных обеспечить получение слушателями знаний, умений и навыков в области кадастровой деятельности, включая освоение правовых основ и технологий выполнения геодезических, картографических и кадастровых работ, проведения дистанционного зондирования Земли, территориального планирования, землеустройства, государственного мониторинга земель и иной недвижимости, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

20. Реализация Программы обеспечивается научно-педагогическими кадрами образовательной организации, допустимо привлечение к образовательному процессу высококвалифицированных специалистов из числа руководителей и ведущих специалистов государственных органов, учреждений, а также преподавателей ведущих российских и иностранных образовательных организаций.

 

X. Формы аттестации

 

21. В ходе освоения Программы слушатели выполняют отчетные работы (на усмотрение образовательной организации), описанные в главе VII настоящей Программы. Слушатели, успешно выполнившие все элементы учебного плана, допускаются к итоговой аттестации.

Форма итоговой аттестации определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

22. По результатам профессиональной переподготовки слушателям, успешно освоившим Программы и прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, дающий право на ведение профессиональной деятельности в сфере кадастровой деятельности.

При освоении Программы параллельно с получением высшего образования диплом о профессиональной переподготовке выдается одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

23. Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть Программы и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.