Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России (далее - Департамент) в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении норм Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" (далее - Закон N 321-ФЗ) и сообщает.
Законом N 321-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), касающиеся закупок государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Так, с 1 января 2017 года в соответствии с положениями Закона N 321-ФЗ заказчиком, подпадающим под действие Закона N 44-ФЗ, будет являться государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
В то же время положениями части 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 321-ФЗ) установлено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, установленных указанной частью, а также при наличии правового акта, предусмотренного частью 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ, принятого государственным, муниципальным унитарным предприятием и размещенным до начала года в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС):
1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, унитарное предприятие, являясь исполнителем по контракту, заключенному в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ, в случае привлечения на договорной основе иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, вправе руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ.
Вместе с тем, по мнению Департамента, закупка энергоресурсов (электроэнергии, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, отопления для содержания недвижимого имущества), приобретение программного обеспечения для организации работы предприятия не могут являться закупками, необходимыми для исполнения предусмотренных контрактом обязательств, в данном случае для выполнения регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
С учётом изложенного унитарное предприятие сможет воспользоваться правом, предусмотренным пунктом 2 части 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 321-ФЗ) в случае привлечения на договорной основе иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств, непосредственно связанных с предметом контракта.
В отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта следует отметить, что такое обоснование проводится в соответствии с требованиями, установленными статьей 22 Закона N 44-ФЗ.
В случае если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом.
При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы, оказанной услуги, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта.
Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что унитарное предприятие - исполнитель по контракту в случае привлечения на договорной основе иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения обязательств, вправе руководствоваться Законом о закупках отдельными видами юрлиц.
Однако, например, закупка энергоресурсов (электроэнергии, холодного, горячего водоснабжения, отопления для содержания недвижимого имущества), приобретение программного обеспечения для организации работы предприятия не могут являться закупками, необходимыми для исполнения предусмотренных контрактом обязательств, для выполнения регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Предприятие сможет воспользоваться указанным правом в случае привлечения на договорной основе иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения обязательств, непосредственно связанных с предметом контракта.
Если выполняются работы, связанные с регулярными перевозками автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, то допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема работ, но не превышающего того, что указан в контракте.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 7 сентября 2016 г. N Д28и-2326 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был