Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Приложение. Положение о внутреннем финансовом аудите Федеральной службы по труду и занятости

Приложение
к приказу Федеральной службы
по труду и занятости
от 8 сентября 2016 г. N 350

 

Положение
о внутреннем финансовом аудите Федеральной службы по труду и занятости

 

I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение определяет цели, организацию и порядок осуществления внутреннего финансового аудита Федеральной службы по труду и занятости (далее - Роструд).

2. Внутренний финансовый аудит осуществляется структурным подразделением центрального аппарата Роструда, наделённым полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, и должностными лицами территориальных органов Роструда на основе функциональной независимости, деятельность которых основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.

 

II. Внутренний финансовый аудит Роструда

 

3. Внутренний финансовый аудит направлен:

а) на оценку надежности внутреннего финансового контроля и подготовку рекомендаций по повышению его эффективности;

б) на подтверждение достоверности бюджетной отчётности и соответствия порядка ведения бюджетного учёта методологии и стандартам бюджетного учёта, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

в) на подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

4. Внутренний финансовый аудит осуществляется непосредственно аудиторской группой, состоящей из уполномоченных должностных лиц Роструда и его территориальных органов.

5. Руководитель аудиторской группы назначается приказом Роструда и осуществляет полномочия по планированию, координации и контролю работы аудиторской группы.

6. В состав аудиторской группы включаются не менее двух должностных лиц.

7. Аудиторская группа при проведении внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно, руководителю Роструда.

8. Предметом внутреннего финансового аудита является оценка эффективности и надежности внутреннего финансового контроля и качества осуществления внутренних бюджетных процедур, в том числе посредством осуществления аудита операций с активами и обязательствами, совершенных структурными подразделениями центрального аппарата Роструда и территориальными органами Роструда (далее - объект аудита).

9. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем Роструда (далее - план).

Рекомендуемый образец плана предусмотрен приложением N 1 к настоящему Положению.

Внеплановые проверки проводятся на основании поручения руководителя Роструда либо лица, исполняющего его обязанности, а также для осуществления мероприятий, связанных с мониторингом выполнения плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудита.

10. Аудиторские проверки подразделяются на:

а) камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения Роструда, на основании представленных по запросу аудиторской группы информации и материалов;

б) выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объекта аудита;

в) комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения Роструда, так и по месту нахождения территориального органа Роструда.

11. Должностные лица аудиторской группы при проведении ими аудиторской проверки имеют право:

а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;

б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;

в) привлекать независимых экспертов.

12. Срок направления и исполнения запроса, указанного в подпункте "а" пункта 11 настоящего Положения, устанавливается руководителем аудиторской группы, но должен составлять не более тридцати дней.

13. Должностные лица аудиторской группы обязаны:

а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;

в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).

К проведению аудиторских проверок не допускаются лица, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.

14. В целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки проводят должностные лица, которые:

не принимают участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита;

не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода;

не имеют родства с руководителем и другими должностными лицами объекта аудита, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры;

не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе проведения аудиторской проверки.

 

III. Планирование осуществления внутреннего финансового аудита

 

15. Проект плана ежегодно формируется структурным подразделением центрального аппарата Роструда, наделённым полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.

16. План утверждается приказом Роструда на очередной финансовый год не позднее 10 декабря текущего года и осуществляется структурным подразделением центрального аппарата Роструда, наделённым полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.

17. В план включается перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.

По каждой аудиторской проверке в плане указываются:

тема аудиторской проверки;

объекты внутреннего финансового аудита;

срок проведения аудиторской проверки;

объем финансирования;

ответственные исполнители.

18. Составление плана осуществляется с учётом результатов проведения структурным подразделением центрального аппарата Роструда, наделённым полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, предварительного анализа данных об объектах внутреннего финансового аудита, в том числе сведений о результатах:

а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;

б) проведения в текущем и (или) отчётном финансовом году контрольных мероприятий Счётной палатой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.

19. При составлении проекта плана на очередной финансовый год учитываются мотивированные предложения структурных подразделений центрального аппарата, которые могут быть представлены в структурное подразделение центрального аппарата Роструда, наделённое полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, не позднее 1 декабря текущего года.

20. Выбор объектов аудита для включения в план осуществляется с учётом следующих критериев отбора:

а) объём бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение деятельности объекта аудита;

б) существенность нарушений (недостатков), выявленных ранее в ходе аудиторских проверок, проверок органов государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового аудита;

в) период, прошедший с момента окончания предыдущей аудиторской проверки;

г) изменения в организационной структуре объекта аудита.

21. Планирование аудиторских проверок (составление плана и программы аудиторской проверки) осуществляется с учётом положений пункта 40 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации)) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632).

22. Изменения в план вносятся в соответствии с решением руководителя Роструда соответствующим приказом Роструда.

23. План и его изменения размещаются на официальном сайте Роструда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" структурным подразделением центрального аппарата Роструда, обеспечивающим организацию работ по информационному наполнению единого портала Роструда.

 

IV. Проведение аудиторских проверок

 

24. Аудиторская проверка назначается приказом Роструда.

25. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем аудиторской группы.

26. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа, состоящая из должностных лиц, проводящих аудиторскую проверку, и распределяются обязанности между членами аудиторской группы. Программа аудиторской проверки должна содержать:

а) тему аудиторской проверки;

б) наименование объектов аудита;

в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки её проведения.

Примерная форма программы аудиторской проверки приведена в приложении N 2 к настоящему Положению.

27. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:

а) осуществления внутреннего финансового контроля;

б) законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;

в) ведения учётной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;

г) применения объектом аудита автоматизированных информационных систем при осуществлении внутренних бюджетных процедур;

д) вопросов бюджетного учёта, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учёта;

е) наделения пользователей правами доступа к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

ж) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учёта;

з) бюджетной отчётности.

28. Аудиторская проверка проводится путём выполнения:

а) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;

б) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;

в) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

г) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учёта;

д) пересчёта, представляющего собой проверку точности арифметических расчётов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчёта работником подразделения внутреннего финансового аудита;

е) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учёте операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

29. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

30. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:

а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учётной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;

д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;

з) акт аудиторской проверки.

31. Предельные сроки проведения аудиторских проверок определяются исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур и вида аудиторской проверки, специфики деятельности объекта аудита, объёмов его финансирования, но не должны превышать срока в тридцать дней, в который не включается возможный срок приостановления аудиторской проверки

 

V. Приостановление и продление сроков аудиторской проверки

 

32. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено:

1) на период восстановления объектом аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также приведения объектом аудиторской проверки в надлежащее состояние документов по учёту и отчётности в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бюджетного (бухгалтерского) учёта у объекта аудита;

2) на период устранения обстоятельств, препятствующих проведению аудиторской проверки, - в случае непредставления (неполного представления) объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, воспрепятствования проведению аудиторской проверки и (или) уклонения от проведения аудиторской проверки.

33. Проведение аудиторской проверки приостанавливается приказом Роструда на основании мотивированного представления руководителя аудиторской группы. В приказе о приостановлении аудиторской проверки указывается срок её приостановления.

34. На время приостановления аудиторской проверки течение срока её проведения прерывается.

35. Руководитель аудиторской группы в срок не позднее трёх дней со дня подписания приказа о приостановлении аудиторской проверки письменно уведомляет объект аудита о приостановлении аудиторской проверки и в письменной форме направляет требование о восстановлении бюджетного (бухгалтерского) учёта либо о приведении в надлежащее состояние документов по бюджетному (бухгалтерскому) учёту и отчётности, либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторской проверки.

36. После окончания срока приостановления аудиторской проверки аудиторская группа возобновляет проведение аудиторской проверки, о чём письменно извещает руководителя объекта аудита либо уполномоченное им лицо.

37. Срок проведения аудиторской проверки может продлеваться приказом Роструда, но не более чем на двадцать дней, на основании мотивированного представления руководителя аудиторской группы.

38. Основаниями продления срока аудиторской проверки являются:

а) проведение аудиторской проверки объекта аудита, имеющего большое количество получателей средств федерального бюджета, а также проверяемых и анализируемых документов;

б) получение в ходе проведения аудиторской проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения;

в) наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих проведению аудиторской проверки в установленные сроки.

 

VI. Оформление результатов аудиторской проверки

 

39. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается им руководителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.

В случае отказа руководителя объекта аудита либо уполномоченного им лица получить акт аудиторской проверки, руководителем аудиторской группы производится соответствующая запись об отказе в его получении.

Рекомендуемый образец акта предусмотрен приложением N 3 к настоящему Положению.

40. Акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах: один экземпляр - для структурного подразделения центрального аппарата Роструда, наделённого полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита; один экземпляр - для объекта аудита.

41. Каждый экземпляр акта аудиторской проверки подписывается руководителем аудиторской группы.

42. Объект аудита в течение пятнадцати дней с даты получения акта аудиторской проверки вправе представить письменные возражения по нему, которые приобщаются к материалам аудиторской проверки.

43. На основании акта аудиторской проверки составляется отчёт о результатах аудиторской проверки (далее - Отчет), содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:

а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;

б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;

в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчётности;

г) выводы о соответствии ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учёта, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Рекомендуемый образец Отчета предусмотрен приложением N 4 к настоящему Положению.

44. Отчёт о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю Роструда. По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель Роструда вправе принять одно или несколько из решений:

а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;

г) о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.

45. Руководитель структурного подразделения центрального аппарата Роструда, наделённого полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, обеспечивает разработку объектом аудита плана по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с рекомендациями, содержащимися в отчёте о результатах аудиторской проверки, и мониторинг его выполнения.

46. Мониторинг выполнения плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудита, включает следующие процедуры:

получение от объектов аудита информации о выполнении плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудита, и её анализ, включая анализ причин невыполнения указанных планов;

оценку и подтверждение эффективности действий объектов аудита по устранению выявленных недостатков, совершенствованию внутреннего финансового контроля, в том числе путём проведения контрольных аудиторских проверок;

подготовку и представление руководителю Роструда доклада о результатах мониторинга плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудита.

 

VII. Составление и представление отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита

 

47. Структурное подразделение центрального аппарата Роструда, наделённое полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, обеспечивает составление годового отчёта о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.

48. Годовой отчёт о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию из отчетов о результатах аудиторских проверок и подтверждающую выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчётности Роструда.

49. Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур, а также к повышению эффективности использования бюджетных средств.

50. Отчёт о результатах осуществления внутреннего финансового аудита по итогам года представляется на рассмотрение руководителю Роструда не позднее 1 марта года, следующего за отчётным.