Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 декабря 2016 г. N 03-07-11/71152
Вопрос: В связи с публикацией определения Верховного Суда Российской Федерации от 04 августа 2016 г. N 307-КГ16-8743 просим дать комментарий по нему применительно к ситуации и порядку оказания экспедиторских услуг, не связанных с организацией международной перевозки, когда груз принимается по поручению Клиента в порту (с организацией/без таковой его внутрипортового экспедирования и/или хранения) и обеспечивается его доставка до получателей в различных регионах России.
ООО (РФ) заключен Договор с ООО (РФ) об оказании транспортно-экспедиционных услуг по доставке автомобилей в пределах РФ.
В рамках договора ТЭУ ООО (экспедитор РФ) обязан организовать собственными силами или с привлечением третьих лиц (субисполнителей) перевозку автомобилей из Порта до дилерского центра. Груз (автомобиль) прибыл в порт морским путем с территории иностранного государства.
Согласно п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2014 г. N 33 при толковании указанных норм судами необходимо учитывать, что оказание таких услуг с привлечением третьих лиц (субисполнителей) само по себе не препятствует применению налоговой ставке 0% всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. В связи с этим налоговую ставку 0 процентов применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абзацы первый-второй подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса), лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абзац пятый подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса). При этом по смыслу положений данного подпункта его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.
Поскольку Экспедитор привлекается для доставки груза из порта Клиентом, являющимся получателем товара по завершении морской перевозки, которую организовывал не он, а его поставщик (или экспедитор поставщика), при этом Экспедитор получает для организации перевозки товар выпущенный в свободное обращение, усматривается ли тут основание для применения выводов Верховного Суда РФ, сделанных в Определении от 04.18.16 N 307-КГ16-8743, к правоотношениям, возникающим между Экспедитором, привлеченным для организации внутрироссийской перевозки и его Клиентом, а также между Экспедитором и его привлеченными перевозчиками, с учетом того, что в рассмотренном ВС РФ деле имелись иные фактические обстоятельства:
- груз имел статус экспортного;
- перевозился по CMR;
- отправитель груза являлся организатором перевозки на условиях FCA
- сведения о перевозчиках имеются в ДТ, в поручении на отгрузку экспортных грузов, коносаменте.
Исходя из буквального толкования ст. 164 НК РФ ключевое значение имеет оказание услуг "при организации международной перевозки товаров", а не судьба товаров. Международная перевозка заканчивается прибытием товара в порт, (на тот момент еще не известно, как распорядится получатель товара им, пройдет ли груз таможенную очистку или будет реэкспортирован и пр.). В то же время пройдя таможенную очистку товар, получает статус товара в свободном обращении (статус российского), и может неопределенное время (более 180 дней) быть невостребованным (храниться в пределах порта). Является ли выше перечисленное международной перевозкой и попадает ли под ставку налогообложения НДС 0%?
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых при организации перевозки товаров автомобильным транспортом между пунктами отправления и назначения, расположенными на территории Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за пределами территории Российской Федерации.
Таким образом, услуги, оказываемые российской организацией на основании договора транспортной экспедиции при организации перевозки товаров автомобильным транспортом между пунктами отправления и назначения, расположенными на территории Российской Федерации, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса по ставке в размере 18 процентов.
Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.
Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленного по транспортно-экспедиционным услугам, оказываемым при организации перевозки товаров автомобильным транспортом между пунктами отправления и назначения, расположенными на территории Российской Федерации, принимаются к вычету при соблюдении условий, предусмотренных статьями 171 и 172 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с НК РФ нулевая ставка НДС применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен за пределами территории России.
Если оба пункта расположены в России, то такие услуги облагаются НДС по ставке 18%.
Суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении в России товаров (работ, услуг) подлежат вычетам в случае их использования для осуществления операций, облагаемых НДС, после их принятия на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.
Это касается и налога, предъявленного по транспортно-экспедиционным услугам, оказываемым при автоперевозке товаров между пунктами отправления и назначения на территории России.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 декабря 2016 г. N 03-07-11/71152
Текст письма официально опубликован не был