Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения РФ
от 6 июля 2016 г. N 488
Концепция
использования вертолетной авиации для эвакуации пострадавших с мест дорожно-транспортных происшествий и их доставки до медицинских организаций
I. Введение
Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения по-прежнему остаются одними из наиболее острых вызовов современности. По экспертным оценкам Организации Объединённых Наций ежегодно аварии на дорогах влекут за собой гибель более чем 1,24 млн человек и приводят к травмам и инвалидности порядка 50 млн человек. Экономические потери составляют 1,850 млрд долларов.
В Российской Федерации, начиная с 2005 года, принимаются последовательные меры по повышению защищенности участников дорожного движения от последствий дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП). Их результат - сокращение числа погибших в дорожных авариях.
Вместе с тем абсолютные значения дорожно-транспортного травматизма остаются высокими. Реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость усиления реагирования на сложившуюся ситуацию, продолжение комплексной работы, направленной на сохранение жизни и здоровья граждан.
Анализ данных всех погибших при ДТП показывает, что 96% пострадавших гибнет до приезда бригад скорой медицинской помощи. В связи с чем Минздравом России реализован ряд мер, направленных на приближение оказания скорой медицинской помощи к местам совершения ДТП.
В соответствии с Порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденным приказом Минздрава России от 20.06.2013 N 388н, для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи пострадавшим в ДТП в удаленных или труднодоступных населенных пунктах вдоль автомобильных дорог организуются филиалы (посты, трассовые пункты) скорой медицинской помощи.
В настоящее время на федеральных автомобильных дорогах развернуты и функционируют 64 трассовых пункта, в том числе в Северо-Кавказском федеральном округе - 13, в Приволжском федеральном округе - 10, в Уральском федеральном округе - 26, в Сибирском федеральном округе - 12, Южном федеральном округе - 3.
Если в 2012 году доля выездов бригад скорой медицинской помощи с временем доезда до места ДТП менее 20 минут составляла 89,4%, в 2013 - 90,1%, в 2014 - 90,9, то в 2015 году этот показатель достиг 92%.
В период с 2008 года по 2012 год включительно травмоцентры различных уровней располагались вдоль федеральных автомобильных дорог, в 2013-2014 годах - вдоль федеральных и региональных автомобильных дорог. В настоящее время в субъектах Российской Федерации создано 143 травмоцентра 1 уровня, 443 травмоцентра второго уровня и 665 травмоцентров третьего уровня.
Общеизвестно, что одним из определяющих факторов, обеспечивающих эффективность оказания медицинской помощи, является максимально раннее начало лечения.
Для сокращения времени доставки пациента в специализированные медицинские организации осуществляется санитарно-авиационная эвакуация. На региональном уровне санитарно-авиационная эвакуация осуществляется в основном с применением вертолетов.
II. Анализ нормативно-правового регулирования санитарно-авиационной эвакуации в Российской Федерации
Осуществление санитарно-авиационной эвакуации в настоящее время регламентировано статьей 35 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденным приказом Минздрава России от 20.06.2013 N 388н (далее - Порядок).
Случаи, требующие применения санитарной авиации, определены Правилами осуществления медицинской эвакуации при оказании скорой медицинской помощи, изложенными в приложении N 1 к Порядку:
тяжесть состояния пациента, требующая его скорейшей доставки в медицинскую организацию;
невозможность обеспечения санитарной эвакуации в оптимальные сроки другими видами транспорта;
наличие противопоказаний к медицинской эвакуации пострадавшего наземным транспортом;
климатические и географические особенности места происшествия и отсутствие транспортной доступности;
масштабы происшествия, не позволяющие выездным бригадам скорой медицинской помощи осуществить медицинскую эвакуацию другими видами транспорта;
оказание экстренной консультативной медицинской помощи.
Решение о необходимости медицинской эвакуации принимает в каждом случае индивидуально:
с места происшествия или места нахождения пациента (вне медицинской организации) - медицинским работником выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенным старшим указанной бригады;
из медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи - руководителем (заместителем руководителя по лечебной работе) или дежурным врачом (за исключением часов работы руководителя (заместителя руководителя по лечебной работе)) медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи, по представлению лечащего врача и заведующего отделением или ответственного медицинского работника смены (за исключением часов работы лечащего врача и заведующего отделением).
III. Анализ текущего состояния санитарно-авиационной эвакуации в Российской Федерации
Воздушные суда используются для транспортировки пациентов в травмоцентры не только на автомобильных трассах федерального значения, но и в условиях крупных городов-мегаполисов.
По данным анализа в 2015 году в 63 субъектах Российской Федерации экстренная медицинская помощь оказывалась с применением санитарной авиации.
Для оснащения воздушных судов медицинскими модулями действует требование Росздравнадзора о необходимости получения "Регистрационного удостоверения на медицинское изделие". Если используется схема независимого размещения пациента и оборудования, то необходимы регистрационные удостоверения Росздравнадзора на все отдельные элементы медицинского оборудования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50444-92, ГОСТ Р МЭК 60601-1-2010, ГОСТ 16940-89, ГОСТ Р 50267.0.2-2005.
В настоящее время медицинские модули, имеющие соответствующие регистрационные удостоверения, производятся ООО "Высота" в г. Казань для вертолетов Ми-8, Ка-32, Ка-226, а также самолетов Ил-76 и Ан-148. Для вертолетов Ка-226 модули производятся заводом "Пневмоприбор" в г. Орехово-Зуево. Кроме этого в России имеется опыт применения американских модулей Spectrum Aeromed (на вертолете Ми-8 в г. Липецке и самолете Pilatus РС-12 в г. Воронеже).
Медицинские модули являются одним из вариантов оснащения воздушных судов. Модульная конструкция представляет собой моноблок, совмещающий место пациента (носилки с приемным устройством) и стойку для медицинского оборудования, смонтированные на одной раме. В мире не менее широко используются варианты независимого размещения мест для пациента и стоек с медицинским оборудованием, закрепляемых на штатные точки крепления, предусмотренные на воздушных судах. В качестве примера можно привести варианты оснащения медицинских вертолетов ЕС-145 и ЕС-135 (используемых в г. Москве и Краснодарском крае).
На базе Центра медицинской эвакуации ФГБУ "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2015 г. подготовлено 307 специалистов авиамедицинских бригад.
Минздравом России проведен анализ информации органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья о заключенных государственных контрактах на предоставление услуги авиационного сопровождения проведения санитарно-авиационной эвакуации или оказания экстренной консультативной медицинской помощи. По результатам данного анализа в 2011 г. было заключено 285 контрактов на предоставление услуги, в 2012 г. - 356 контрактов, в 2013 г. - 405 контрактов, в 2014 г. - 424 контракта, в 2015 г. - 653 контракта. Средняя стоимость летного часа вертолетов по данным субъектов Российской Федерации в 2015 г. составила 120 000 руб.
Организация в большинстве субъектов Российской Федерации санитарно-авиационной эвакуации осуществляется на основании соглашений (контрактов) с организациями - поставщиками услуг по предоставлению авиационного транспорта для проведения медицинской эвакуации.
При этом, в основном приобретается только услуга авиационного сопровождения проведения санитарно-авиационной эвакуации, а оснащение вертолетов медицинским оборудованием и медицинское сопровождение эвакуации осуществляется медицинскими организациями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Развиваются и иные формы взаимодействия. В некоторых субъектах Российской Федерации (Ленинградская область, г. Санкт-Петербург) в рамках соглашений между органом государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и частной компанией приобретается комплексная услуга санитарно-авиационной эвакуации, включающая воздушное судно, оснащенное медицинским оборудованием, и медицинское обеспечение во время проведения медицинской эвакуации. Также на примере г. Москвы используется модель санитарной авиации, организованная на основе соглашения между казенными учреждениями, каждое из которых предоставляет отдельно медицинскую и транспортную составляющие медицинской эвакуации. Финансирование осуществляется за счет средств бюджета г. Москвы.
При этом, в настоящее время отсутствует единый подход к организации и межведомственному взаимодействию экстренных оперативных служб при организации медицинской эвакуации пострадавших с места ДТП в специализированные медицинские организации с использованием вертолетной авиации.
Концепция развития санитарно-авиационной эвакуации (далее - Концепция) определяет соответствующие методы решения проблем по организации и проведению мероприятий, направленных на своевременное оказание скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и своевременную медицинскую эвакуацию наиболее тяжелых пациентов в медицинские организации с использованием воздушных судов.
IV. Цель Концепции
Внедрение единого подхода во взаимодействии экстренных оперативных служб (МВД России, МЧС России, медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь) в организации медицинской эвакуации пострадавших с места ДТП в специализированные медицинские организации с использованием вертолетной авиации.
Своевременная эвакуация пострадавших при ДТП в медицинские организации при использовании санитарной авиации позволит снизить догоспитальную летальность.
V. Основные этапы реализации Концепции
I этап (2016-2017 год)
Разработка единого алгоритма взаимодействия экстренных оперативных служб при организации медицинской эвакуации пострадавших с места ДТП в специализированные медицинские организации с использованием вертолетной авиации.
Апробация разработанного алгоритма в пилотных субъектах Российской Федерации.
II этап (2017-2018 год)
Утверждение единого алгоритма взаимодействия экстренных оперативных служб при организации медицинской эвакуации пострадавших с места ДТП в специализированные медицинские организации с использованием вертолетной авиации.
Внедрение единого подхода к организации медицинской эвакуации пострадавших с места ДТП в специализированные медицинские организации с использованием вертолетной авиации в субъектах Российской Федерации.
VI. Источники финансирования мероприятий Концепции
Финансовое обеспечение мероприятий Концепции будет осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на текущий финансовый год.
VII. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Утверждение во всех субъектах Российской Федерации алгоритмов взаимодействия экстренных оперативных служб при организации медицинской эвакуации пострадавших с места ДТП в специализированные медицинские организации с использованием вертолетной авиации.
Внедрение единого подхода к межведомственному взаимодействию экстренных оперативных служб обеспечит реализацию Указа президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" в части снижения смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2018 г. до 10,6 случая на 100 тыс. населения.
VII. План мероприятий по реализации Концепции использования вертолетной авиации для эвакуации пострадавших с мест дорожно-транспортных происшествий и их доставки до медицинских организаций
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства здравоохранения РФ от 6 июля 2016 г. N 488 "Об утверждении Концепции использования вертолетной авиации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.