Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) при оказании отдельных бытовых услуг, сообщает следующее.
Статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (в редакции, действующей до 01.01.2017) определено, что для целей главы 26.3 Кодекса бытовыми услугами признаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.28 Кодекса организации или индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату ЕНВД, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения, установленной главой 26.3 Кодекса, заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика ЕНВД.
Снятие с учета налогоплательщика ЕНВД при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, переходе на иной режим налогообложения осуществляется на основании заявления, представленного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, или со дня перехода на иной режим налогообложения, или с последнего дня месяца налогового периода, в котором допущены нарушения требований, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 2.2 статьи 346.26 Кодекса.
Форма заявления о снятии с учета индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика ЕНВД (форма N ЕНВД-4) (далее - Заявление о снятии с учета) утверждена Приказом ФНС России от 11.12.2012 N ММВ-7-6/941@ "Об утверждении форм и форматов представления заявлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков ЕНВД, а также порядка заполнения этих форм".
Из обращения следует, что при осуществлении предпринимательской деятельности по оказанию услуг прачечных была избрана система налогообложения в виде ЕНВД. Поскольку в отношении оказания данных услуг юридическим лицам система налогообложения в виде ЕНВД применяться не может, было представлено в ИФНС России по городу Томску Заявление о снятии с учета, в котором в качестве причины снятия с учета указан код 4 - "Иное".
Порядком заполнения Заявления о снятии с учета предусмотрены несколько кодов причин снятия с учета, в частности код 1 - "В связи с прекращением предпринимательской деятельности", код 2 - "В связи с переходом на иной режим налогообложения" и код 4 - "Иное" (цифра 4 указывается в случае сообщения индивидуальным предпринимателем о прекращении отдельного вида предпринимательской деятельности и об адресе места осуществления этой деятельности).
Следовательно, указав на первой странице Заявления о снятии с учета с 31.05.2016, представленного в ИФНС России по городу Томску, в качестве причины снятия с учета цифру "4", соответствующую иной причине, и заполнив приложение к указанному Заявлению о снятии с учета, где отражаются код вида прекращенной предпринимательской деятельности и (или) адрес места ее осуществления, налоговый орган был уведомлен по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД о прекращении осуществления не всей деятельности в целом, а только отдельного вида предпринимательской деятельности. При этом нормами Кодекса не предусмотрено формирование налоговым органом уведомления налогоплательщика о снятии его с учета в качестве плательщика ЕНВД в отношении отдельного вида осуществляемой деятельности.
Из представленного заключения УФНС России по Томской области следует, что при представлении в ИФНС России по городу Томску Заявления о снятии с учета с указанием кода причины снятия 2 - "В связи с переходом на иной режим налогообложения" 16.09.2016 ИФНС России по городу Томску провела регистрационные действия по снятию с учета в качестве плательщика ЕНВД.
По вопросу ошибочного представления налоговой отчетности по ЕНВД сообщаем следующее.
Исходя из пункта 1 статьи 346.29 Кодекса объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика.
Отсутствие в налоговом периоде физических показателей, используемых для исчисления ЕНВД, означает прекращение предпринимательской деятельности, облагаемой данным налогом, и возникновение обязанности снятия с учета в качестве налогоплательщика в установленном пунктом 3 статьи 346.28 Кодекса порядке.
До снятия с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД сумма налога исчисляется по соответствующему виду предпринимательской деятельности исходя из имеющихся физических показателей и базовой доходности в месяц.
Согласно пункту 3 статьи 346.29 Кодекса при исчислении ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг применяется физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".
Из пункта 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что неосуществление в течение определенного налогового периода предпринимательской деятельности соответствующего вида не является основанием для освобождения плательщика ЕНВД от обязанностей представлять налоговую декларацию и уплачивать этот налог.
По вопросу уменьшения налоговых обязательств по ЕНВД вследствие представления уточненных налоговых деклараций сообщаем, что в настоящее время ИФНС России по Томскому району проводится камеральная налоговая проверка уточненных деклараций по ЕНВД за 1-4 кварталы 2013 года, 1-4 кварталы 2014 года, 1-4 кварталы 2015 года, 1 квартал 2016 года, представленных 29.12.2016.
При этом сумма излишне уплаченного налога может быть подтверждена налоговым органом только по результатам камеральной налоговой проверки представленных деклараций.
По вопросу выбора способов направления ответов на обращения сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Кодекса документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) ответ на обращение заявителя, поступившее в налоговые органы Российской Федерации в форме электронного документа, направляется либо в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, либо, по желанию заявителя, по адресу его электронной почты.
На основании изложенного, а также с учетом того, что обращения, направленные в адрес налогового органа, содержали только данные о почтовом адресе, при этом указанные обращения не содержали просьбу о направлении ответа по ТКС, после рассмотрения налоговым органом ответы на данные обращения в соответствии с требованиями Закона N 59-ФЗ направлялись на почтовый адрес, указанный при переписке.
Действительный государственный |
Д.С. Сатин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрена следующая ситуация. При оказании услуг прачечных была избрана система налогообложения в виде ЕНВД. Поскольку в отношении данных услуг юрлицам ЕНВД применяться не может, в ИФНС России было представлено заявление о снятии с учета, в котором в качестве причины указан код 4 - "Иное".
Порядком заполнения заявления о снятии с учета предусмотрены несколько кодов причин. Это, в частности, код 1 - "В связи с прекращением предпринимательской деятельности", код 2 - "В связи с переходом на иной режим налогообложения" и код 4 - "Иное" (указывается в случае сообщения о прекращении отдельного вида деятельности и об адресе места ее осуществления).
Следовательно, указав на первой странице заявления в качестве причины снятия с учета цифру "4" и заполнив приложение, где отражаются код вида прекращенной деятельности и (или) адрес места ее осуществления, налоговый орган был уведомлен о прекращении не всей деятельности в целом, а только отдельного вида. При этом нормами НК РФ не предусмотрено формирование налоговым органом уведомления налогоплательщика о снятии его с учета в качестве плательщика ЕНВД в отношении отдельного вида деятельности.
Разъяснено также, что неосуществление в течение определенного периода деятельности не является основанием освободить плательщика ЕНВД от обязанностей представлять декларацию и уплачивать этот налог.
Сумма излишне уплаченного налога может быть подтверждена налоговым органом только по результатам камеральной проверки представленных деклараций.
В рассматриваемой ситуации обращения, направленные в адрес налогового органа, содержали только данные о почтовом адресе. Не была указана просьба направлять ответы по ТКС. Поэтому ответы на обращения направлялись на почтовый адрес.
Письмо Федеральной налоговой службы от 27 февраля 2017 г. N СД-3-3/1305@ "Ответ на обращение"
Текст письма официально опубликован не был