Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 февраля 2017 г. N 03-03-06/1/5806
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщается следующее.
На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с положениями Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ, подлежат изъятию, уничтожению или утилизации (ст. ст. 24, 25 Закона N 29-ФЗ).
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" на продукты питания изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.
При этом на основании статьи 25 Закона N 29-ФЗ некачественные и опасные пищевые продукты, изъятые из оборота, подлежат соответствующей экспертизе (санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, товароведческой и другой), проводимой органами государственного надзора в соответствии со своей компетенцией, в целях определения возможности утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов, материалов и изделий.
Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляет выбор способов и условий их утилизации или уничтожения в соответствии с требованиями нормативных либо технических документов. Возможность использования некачественных и (или) опасных пищевых продуктов в качестве корма животных согласовывается с органами, уполномоченными на осуществление государственного ветеринарного надзора.
Таким образом, существующее нормативное правовое регулирование отношений в сфере оборота хлебобулочной продукции обязывает поставщиков утилизировать хлеб, хлебобулочные изделия с истекшим сроком годности путем переработки или уничтожения.
Учитывая изложенное, полагаем, что расходы на утилизацию кондитерской и хлебобулочной продукции с истекшим сроком годности могут быть учтены при формировании налоговой базы по налогу на прибыль при соблюдении вышеуказанных требований законодательства Российской Федерации.
По вопросу применения вычетов по налогу на добавленную стоимость сообщается, что согласно подпунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат сумы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. В случае если приобретенные товары (работы, услуги) не используются налогоплательщиком для операций, подлежащих налогообложению, то оснований для вычета сумм налога, предъявленных при их приобретении, не имеется.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Расходы на утилизацию кондитерской и хлебобулочной продукции с истекшим сроком годности могут быть учтены при налогообложении прибыли.
Относительно вычетов по НДС указано следующее. Если приобретенные товары (работы, услуги) не используются для облагаемых операций, то оснований для вычета сумм налога, предъявленных при их приобретении, не имеется.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 февраля 2017 г. N 03-03-06/1/5806
Текст письма официально опубликован не был