Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 мая 2017 г. N 03-04-06/27013 О возможности принятия налоговыми агентами заявлений от налогоплательщиков, направляемых в целях получения налоговых вычетов по НДФЛ с применением электронной подписи

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 мая 2017 г. N 03-04-06/27013

 

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу возможности принятия налоговыми агентами заявлений от налогоплательщиков, направляемых в целях получения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц с применением электронной подписи, и в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Согласно положениям пункта 3 статьи 218, пункта 2 статьи 219 и пункта 8 статьи 220, статьи 221 Кодекса стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты предоставляются налоговыми агентами на основании письменного заявления налогоплательщика.

Соответственно, данные виды налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц могут быть предоставлены налогоплательщику налоговым агентом при условии представления заявления исключительно в письменной форме, в силу прямого указания на то в Кодексе.

При этом в отдельных случаях указания на форму представления физическим лицом налоговому агенту заявления глава 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса не содержит.

В частности, пунктом 3 статьи 226.1 Кодекса установлено, что при определении налоговым агентом налоговой базы по операциям с ценными бумагами налоговый агент на основании заявления налогоплательщика может учитывать фактически осуществлённые и документально подтверждённые расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг и которые налогоплательщик произвёл без участия налогового агента, в том числе до заключения договора с налоговым агентом, при наличии которого налоговый агент осуществляет определение налоговой базы налогоплательщика.

Также форма представления налогоплательщиком налоговому агенту заявления не установлена Кодексом в отношении предоставления инвестиционных налоговых вычетов, предусмотренных статьёй 219.1 Кодекса.

Таким образом, по мнению Департамента, с учётом положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", представление налогоплательщиком налоговому агенту заявления в электронной форме, подписанного квалифицированной электронной подписью налогоплательщика, правомерно, в случае если такое заявление направляется, в частности, в целях получения инвестиционного налогового вычета либо учёта налоговым агентом фактически осуществлённых и документально подтверждённых расходов налогоплательщика, связанных с приобретением и хранением ценных бумаг и произведённых без участия налогового агента.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Директор Департамента

А.В. Сазанов

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Вопрос касается возможности принятия налоговыми агентами заявлений от налогоплательщиков в целях получения вычетов по НДФЛ с применением электронной подписи.

Согласно НК РФ стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты предоставляются налоговыми агентами на основании письменного заявления налогоплательщика.

Соответственно, данные виды вычетов по НДФЛ могут быть предоставлены при условии, что заявление подано исключительно в письменной форме.

При этом положения НК РФ в отдельных случаях не указывают на форму представления физлицом налоговому агенту заявления.

В частности, при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами налоговый агент на основании заявления налогоплательщика может учитывать фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента, в том числе до заключения с ним договора.

Также форма представления заявления не установлена в отношении инвестиционных налоговых вычетов.

Таким образом, в указанных случаях можно представлять налоговому агенту заявления в электронной форме, подписанные квалифицированной электронной подписью налогоплательщика.


Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 мая 2017 г. N 03-04-06/27013


Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 2 июня 2017 г. N 21, в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 6-12 июня 2017 г. N 21, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 4 июля 2017 г. N 13, в журнале "Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", июнь 2017 г., N 6, в журнале "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", июнь 2017 г., N 6