Паспорт приоритетного проекта "Вузы как центры пространства создания инноваций"
(утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. N 9)
27 сентября 2017 г.
О внесении изменений в Паспорт приоритетного проекта см. протокол заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 27 сентября 2017 г. N 10
Текст Паспорта приоритетного проекта приводится без учета названных изменений
1. Основные положения
Наименование направления |
Образование (согласно перечню, утвержденному протоколом заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (далее - Совет) от 13 июля 2016 г.) |
|||
Краткое наименование проекта |
Вузы - центры инноваций |
Срок начала и окончания проекта |
25 октября 2016 г. - 31 декабря 2025 г. |
|
Куратор |
О.Ю. Голодец, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
|||
Старшее должностное лицо (СДЛ)* |
|
|||
Функциональный заказчик |
Министерство образования и науки Российской Федерации (О.Ю. Васильева, Министр образования и науки Российской Федерации) |
|||
Руководитель проекта |
Л.М. Огородова, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации |
|||
Ключевые участники проекта |
Министерство образования и науки Российской Федерации; Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, имеющие подведомственные образовательные организации высшего образования; российские университеты; государственные корпорации, компании с государственным участием, бизнес-сообщество |
2. Содержание приоритетного проекта
Цель проекта |
Обеспечить устойчивую*(1) глобальную конкурентоспособность в 2018 году не менее 5, а в 2025 году не менее 10 ведущих*(2) российских университетов*(3); создать в субъектах Российской Федерации в 2018 году не менее 55, а в 2025 году не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов |
План достижения показателей проекта
Показатель |
Тип показателя |
Базовое значение*(4) |
Период, год |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2025*(5) |
|||
Количество ведущих российских университетов, входящих не менее двух лет подряд в ТОП-100 мировых рейтингов*(6) университетов, единиц |
основной |
4 |
4 |
5 |
5 |
не менее 10 |
Количество ведущих российских университетов, входящих не менее двух лет подряд в ТОП-300 мировых рейтингов*(6) университетов, единиц |
аналитический |
9 |
9 |
10 |
14 |
не менее 20 |
Количество субъектов Российской Федерации, на территории которых функционирует не менее одного университетского центра |
основной |
- |
30 |
40 |
50 |
не менее 80 |
Количество университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов, реализующих в отчетном году в своих технопарках, инжиниринговых центрах, бизнес-инкубаторах не менее 10 технологических и социальных проектов за счет средств предприятий, организаций региональной экономики и (или) регионального и муниципального бюджетов, единиц |
аналитический |
|
40 |
55 |
70 |
не менее 100 |
______________________________
*(1) - Под устойчивой глобальной конкурентоспособностью университета понимается вхождение университета не менее двух лет подряд в ТОП-100 не менее одного из мировых рейтингов университетов.
*(2) - Под ведущими российскими университетами понимаются образовательные организации высшего образования (далее - вузы), которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования (в соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
*(3) - Под университетом понимается государственная образовательная организация высшего образования (не филиал).
*(4) - Базовое значение показателя на отчетную дату.
*(5) - Указывается год получения стратегических результатов Проекта.
*(6) - Под мировыми рейтингами университетов понимают институциональные, отраслевые, предметные рейтинги университетов QS World University Rankings (QS), Times Higher Education World University Rankings (THE), Academic Ranking of World Universities (ARWU).
Результаты проекта |
1. Обеспечена устойчивая конкурентоспособность ведущих российских университетов на глобальном рынке высшего образования, науки и инноваций: не менее 10-ти ведущих российских университетов не менее 2-х лет входят в ТОП-100 мировых рейтингов (включая институциональные, отраслевые, предметные рейтинги), и не менее 20-ти университетов - в ТОП-300 указанных рейтингов В том числе: Обеспечено право самостоятельного присуждения ученых степеней ведущими российскими университетами; Российские научные журналы включены в Web of Science Core Collection или Scopus (не менее 700); Публикации ведущих российских университетов индексируются в международных библиометрических системах: количество публикаций за год на 100 НИР в базе данных Web of Science - не менее 120 единиц, в базе данных Scopus - не менее 150 единиц. Обеспечена глобальная конкурентоспособность программ подготовки научно-педагогических кадров ведущих российских университетов: доля иностранных граждан, принятых на программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и на должности научных работников, в течение трех лет после окончания аспирантуры - не менее 15%. 2. В субъектах Российской Федерации функционирует не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов, обладающих следующими основными характеристиками: университет имеет не менее одного объекта инновационной инфраструктуры (технопарк, инжиниринговый центр, бизнес-инкубатор и т.п.), на базе которых выполняются технологические и (или) социальные проекты за счет средств предприятий, организаций региональной экономики и (или) регионального и муниципального бюджетов; университет имеет базовые кафедры и реализует сетевые образовательные программы совместно с академическими институтами Российской академии наук, государственными научными институтами; доля студентов очной формы обучения по программам магистратуры и аспирантуры составляет не менее 20% по отношению к общему контингенту студентов очной формы обучения; доля слушателей, ежегодно проходящих обучение по программам повышения квалификации (не менее 72 часов), по отношению к контингенту студентов очной формы обучения, не менее 35%; не менее 50% выпускников в течение года после окончания университета трудоустроены (включая самозанятость) в экономике субъекта Российской Федерации, на территории которого находится университет, за исключением вузов, расположенных на территории городов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. На базе университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов: реализуются проектно-ориентированные образовательные программы инженерного, медицинского, социально-экономического, педагогического профилей и отдельных программ естественно-научного и гуманитарного профилей, предполагающих командное выполнение проектов полного жизненного цикла; реализуются проектно-ориентированные программы магистратуры и магистратуры по технологическому предпринимательству, по управлению технологическими проектами совместно с предприятиями реального сектора экономики и институтами развития (не менее 400); функционируют инжиниринговые центры, обеспечивающие продвижение инновационных, научных разработок, способствующие импортозамещению в промышленности (не менее 60-ти). |
|
Описание модели функционирования результатов проекта |
Устойчивое вхождение российских университетов в ТОП-100 мировых рейтингов (включая институциональные, отраслевые, предметные рейтинги) обеспечивается созданием и поддержанием международной репутации российского высшего образования и его выходом на глобальный рынок образования и исследований. Это поддерживается последовательным наращиванием интернационализации российского образования, продвижением брендов российских университетов в мировом образовательном и научном сообществе. Проводится работа по включению российских научных журналов в ведущие мировые индексы научного цитирования Web of Science Core Collection и Scopus, что в свою очередь обеспечивает кратный рост цитируемости российских научных статей в ведущих мировых индексах научного цитирования. В ведущих университетах проводится работа по формированию международно признанной системы самостоятельного присуждения ученых степеней. При этом обеспечивается повышение качества научных исследований и технологических разработок, производимых ведущими российскими университетами, что позволит ускорить модернизацию предприятий, внедрение современных и опережающих технологий и развитие технологического и социального предпринимательства. В целях обеспечения функционирования в субъектах Российской Федерации не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов разработаны и реализуются дорожные карты программ развития университетских центров (с их финансово-экономическим обоснованием) и обеспечено привлечение соответствующего финансирования. Проводится ежегодный мониторинг функционирования университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов, результаты которого позволяют проводить корректировку программ их развития. Созданные университетские центры обеспечивают формирование привлекательной социальной среды и новое качество жизни в регионах, доступ к современным технологиям, создание и развитие в регионах отраслей экономики знаний и экономики впечатлений, формирование привлекательной социальной среды и новое качество жизни в регионах. В вузах реализуются проектно-ориентированные программы магистратуры и магистратуры по технологическому предпринимательству, по управлению технологическими проектами совместно с предприятиями реального сектора экономики и институтами развития. Системное взаимодействие с научными организациями, в том числе с академическими институтами Российской академии наук, посредством создания базовых кафедр, реализации совместных образовательных программ и научных проектов стимулируют повышение качества подавляющей части научных исследований и технологических разработок университетов и привлечение в университеты талантливых молодых ученых. Созданные инжиниринговые центры обеспечивают продвижение инновационных научно-исследовательских разработок, способствуют импортозамещению в промышленности. В университетских центрах созданы инновационные экосистемы, обеспечивающие кратное увеличение доходов университетов от коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (оказание наукоемких и "культуроемких" услуг, выпуск инновационной продукции, реализацию объектов интеллектуальной собственности, управление долями в хозяйственных обществах и хозяйственных партнерствах) и массовое вовлечение студентов, аспирантов и научно-педагогических работников в инновационную и предпринимательскую деятельность. |
3. Этапы и контрольные точки
4. Бюджет приоритетного проекта
Источники финансирования |
Год реализации |
Всего млн. рублей |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
|||
Бюджетные источники, млн. рублей |
Федеральные* |
13 636,07 |
13 057,85 |
12 861,28 |
39 555,20 |
Субъектов Российской Федерации |
- |
- |
- |
- |
|
Местные |
- |
- |
- |
- |
|
Внебюджетные источники, млн рублей |
1 124,0 |
1 780,0 |
2 159,0 |
5 063,0 |
|
Итого |
14 760,07 |
14 837,85 |
15 020,28 |
44 618,20 |
______________________________
* - Дополнительно к указанным средствам могут привлекаться бюджетные средства, предусмотренные на финансирование государственного задания академическим институтам Российской академии наук, государственным научным институтам, в части мероприятий по созданию и развитию совместных базовых кафедр и сетевых образовательных программ с образовательными организациями высшего образования.
5. Описание приоритетного проекта
Связь с государственными программами Российской Федерации |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 (подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования"). Государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 301. Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 317 "О реализации Национальной технологической инициативы". |
Формальные основания для инициации |
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части обеспечения вхождения не менее 5-ти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов (абзац 3 пункт 1 "в"). 2. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "Стратегия национальной безопасности Российской Федерации" в части повышения конкурентоспособности национальной экономики и закрепления за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав через развитие промышленно-технологической базы и национальной инновационной системы, модернизации и развития приоритетных секторов национальной экономики. 3. Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 24 августа 2016 г. N 2. |
Ключевые риски и возможности |
Риски: 1. Недостаточное бюджетное финансирование высшего образования. 2. Недостаточное бюджетное финансирование науки. 3. Сокращение горизонтов планирования в бизнесе, снижение экономической активности и, как результат, ограничение возможностей университетов по привлечению внебюджетных ресурсов на развитие образовательной, научной и инновационной деятельности. 4. Консервативность управленческой системы, организационной структуры и культуры университетов и, как результат, увеличение сроков выхода на целевые значения показателей Проекта. 5. Невысокий процент научно-педагогических работников, представляющих практику предприятий и организаций-технологических и инновационных лидеров экономики. 6. Целенаправленная коррекция параметров и правил формирования мировых рейтингов с целью ограничения скорости роста "молодых" университетов, что не позволит российским университетам достичь целевых параметров в мировых рейтингах. 7. Нестабильность курса иностранных валют к рублю, что может привести к снижению уровня инвестиционной активности российского бизнеса. 8. Чрезмерная фокусировка на получении прибыли университетами, а не на воспроизводстве и развитии человеческого капитала, создании технологий и производстве новых знаний. 9. Изменение правил участия университетов в ходе реализации Проекта, создающее нестабильность в их развитии; чрезмерно детализированная отчетность по многим показателям, снижающая для университетов возможности маневра ресурсами и эффективность использования ресурсов. Возможности (последствия проекта, выходящие за рамки формальных рамок проекта): 1. Рост геополитического влияния России, "мягкой силы", в результате - расширение эффективности экспорта товаров и услуг и импорта высококвалифицированной рабочей силы. 2. Серьезный научно-технический задел, значимые научные результаты и научные школы в перспективных областях научно-технологического знания, обладающих высоким потенциалом коммерциализации. 3. Создание и поддержка молодых людей, способных творить и создавать новые интеллектуальные продукты; повышение их социальной и экономической активности. 4. Обновление структуры экономики российских регионов за счет появления и ускоренного роста новых проектов и их ускоренной институционализации (создания новых предприятий и некоммерческих организаций). Мероприятия по предупреждению рисков: оптимизация этапов проекта, приоритизация в решении вопросов финансирования проекта. |
Дополнительная информация |
Проект связан с реализацией концепций по созданию в регионах инновационных территориальных центров, кластеров, программой Минэкономразвития России по поддержке инновационных территориальных кластеров, работой центров кластерного развития в регионах, а также с реализацией мероприятий по внедрению профессионального стандарта педагога с последовательной разработкой и реализацией программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, учитывает основные направления программ развития вузов (в том числе отраслевых). |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Паспорт приоритетного проекта "Вузы как центры пространства создания инноваций" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. N 9)
Текст паспорта официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Протокол заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 27 сентября 2017 г. N 10
Текст приводится без учета названных изменений