Часть первая. Принципы

Часть первая
Принципы

 

Титул I
Категории и сферы компетенции Европейского Союза

 

Статья 2

 

1. Если Договоры возлагают на Европейский Союз исключительную компетенцию в определенной сфере, то только Европейский Союз может осуществлять законодательную деятельность и принимать юридически обязательные акты; государства-члены ЕС могут самостоятельно совершать указанные действия только в случае, если они уполномочены на это Европейским Союзом, или в целях имплементации актов Европейского Союза.

2. Если Договоры возлагают на Европейский Союз совместную с государствами-членами ЕС компетенцию в определенной сфере, то Европейский Союз и государства-члены ЕС могут осуществлять законодательную деятельность и принимать юридически обязательные акты в этой сфере. Государства-члены ЕС осуществляют свою компетенцию в том объеме, в котором Европейский Союз не реализовал свою компетенцию. Государства-члены ЕС вновь осуществляют свою компетенцию в том объеме, в котором Европейский Союз решил прекратить осуществление своей компетенции.

3. Государства-члены ЕС координируют свою экономическую политику и политику занятости в рамках условий, установленных настоящим Договором, для определения которых Европейский Союз обладает компетенцией.

4. Европейский Союз в соответствии с положениями Договора о Европейском Союзе обладает компетенцией по определению и реализации общей внешней политики и политики безопасности, включая постепенное формирование общей оборонной политики.

5. В отдельных областях на условиях, предусмотренных Договорами, Европейский Союз обладает компетенцией по осуществлению деятельности, направленной на поддержку, координацию или дополнение действий государств-членов ЕС, не отменяя при этом их компетенцию в данных областях.

Юридически обязательные акты Европейского Союза, которые принимаются на основании положений Договоров в данных областях, не должны приводить к гармонизации нормативно-правовых актов государств-членов ЕС.

6. Объем и механизмы осуществления компетенции Европейского Союза определяются положениями Договоров для каждой области.

Статья 3

 

1. Европейский Союз обладает исключительной компетенцией в следующих областях:

(a) таможенный союз;

(b) установление правил конкуренции, необходимых для функционирования внутреннего рынка;

(c) денежно-кредитная политика для государств-членов ЕС, валютой которых является евро;

(d) сохранение морских биологических ресурсов в рамках общей политики в области рыболовства;

(e) общая торговая политика.

2. Кроме того, Европейский Союз обладает исключительной компетенцией по заключению международных соглашений, если такое заключение предусмотрено законодательным актом Европейского Союза, если оно необходимо для обеспечения возможности Европейского Союза по реализации своей внутренней компетенции, или в том объеме, в котором заключение таких соглашений может затронуть общие правила или изменить сферу их применения.

Статья 4

 

1. Европейский Союз имеет совместную с государствами-членами ЕС компетенцию, если Договоры наделяют его компетенцией, которая не отнесена к сферам, указанным в Статьях 3 и 6 настоящего Договора.

2. Совместная компетенция Европейского Союза и государств-членов ЕС охватывает следующие основные сферы:

(a) внутренний рынок;

(b) социальную политику применительно к аспектам, определенным в настоящем Договоре;

(c) экономическое, социальное и территориальное сплочение;

(d) сельское хозяйство и рыболовство, кроме сохранения морских биологических ресурсов;

(e) окружающую среду;

(f) защиту потребителей;

(g) транспорт;

(h) трансъевропейские сети;

(i) энергию;

(j) пространство свободы, безопасности и правосудия;

(k) общие проблемы безопасности в сфере здравоохранения применительно к аспектам, определенным в настоящем Договоре.

3. В сферах научных исследований, технологического развития и космоса Европейский Союз обладает компетенцией, в частности, на проведение мероприятий по разработке и реализации программ; однако осуществление данной компетенции не должно препятствовать государствам-членам ЕС в осуществлении их собственной компетенции.

4. В сферах развития сотрудничества и гуманитарной помощи Европейский Союз обладает компетенцией на проведение мероприятий и реализацию общей политики; однако осуществление данной компетенции не должно препятствовать государствам-членам ЕС в осуществлении их собственной компетенции.

Статья 5

 

1. Государства-члены ЕС координируют свою экономическую политику в рамках Европейского Союза. В указанных целях Совет ЕС принимает меры, в частности, общие рекомендации для такой политики.

К государствам-членам ЕС, валютой которых является евро, применяются специальные положения.

2. Европейский Союз принимает меры в целях обеспечения координации политики занятости государств-членов ЕС, в частности, путем разработки общих рекомендаций для такой политики.

3. Европейский Союз может проявлять инициативу в целях обеспечения координации социальной политики государств-членов ЕС.

Статья 6

 

Европейский Союз обладает компетенцией на осуществление деятельности, направленной на поддержку, координацию или дополнение действий государств-членов ЕС. На европейском уровне сферами такой деятельности выступают:

(a) охрана и улучшение здоровья населения;

(b) промышленность;

(c) культура;

(d) туризм;

(e) образование, профессиональное обучение, молодежь и спорт;

(f) гражданская оборона;

(g) административное сотрудничество.

Титул II
Положения общего применения

 

Статья 7

 

Европейский Союз обеспечивает согласованность между направлениями своей политики и деятельности с учетом всех своих целей и в соответствии с принципом передачи полномочий.

Статья 8

 

(бывшая Статья 3(2) TEC)(4)

 

Во всех видах своей деятельности Европейский Союз стремится устранять неравенство и содействовать равенству мужчин и женщин.

Статья 9

 

При определении и осуществлении своей политики и деятельности Европейский Союз учитывает требования, связанные с продвижением высокого уровня занятости, гарантией надлежащей социальной защиты, борьбой с социальной изоляцией, а также с высоким уровнем образования, обучения и охраны здоровья человека.

Статья 10

 

При определении и осуществлении своей политики и деятельности Европейский Союз ориентирован на борьбу с любыми формами дискриминации по признакам пола, расы или этнического происхождения, религии или убеждений, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации.

Статья 11

 

(бывшая Статья 6 ТЕС)

 

Требования охраны окружающей среды должны быть включены в определение и осуществление политики и деятельности Европейского Союза, в частности, в целях продвижения устойчивого развития.

Статья 12

 

(бывшая Статья 153(2) TEC)

 

Следует учитывать требования защиты потребителей при определении и осуществлении иных направлений политики и деятельности Европейского Союза.

Статья 13

 

При разработке и реализации политики Европейского Союза в областях сельского хозяйства, рыболовства, транспорта, внутреннего рынка, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также космоса Европейский Союз и государства-члены ЕС в полной мере учитывают потребности благополучия животных как существ, обладающих чувствами, соблюдая при этом законодательные или административные положения и обычаи государств-членов ЕС, в частности, религиозных обрядов, культурных традиций и регионального наследия.

Статья 14

 

(бывшая Статья 16 ТЕС)

 

Без ущерба Статье 4 Договора о Европейском Союзе, а также Статьям 93, 106 и 107 настоящего Договора и с учетом места, которое занимают службы общеэкономического значения среди общих ценностей Европейского Союза, и их роли в продвижении социального и территориального сплочения, Европейский Союз и государства-члены ЕС - каждый в пределах своей соответствующей компетенции и в рамках сферы применения Договоров - следят за тем, чтобы такие службы функционировали на основе принципов и условий, в частности, экономического и финансового характера, которые позволят им выполнять свои задачи. Европейский Парламент и Совет ЕС посредством регламентов в соответствии с обычной законодательной процедурой устанавливают такие принципы и условия без ущерба компетенции государств-членов ЕС и в соответствии с Договорами в целях снабжения, дачи поручений и финансирования таких служб.

Статья 15

 

(бывшая Статья 255 ТЕС)

 

1. В целях продвижения надлежащего управления и обеспечения участия гражданского общества институты, органы, учреждения и агентства Европейского Союза осуществляют свою деятельность максимально открыто.

2. Заседания Европейского Парламента проводятся публично, как и заседания Совета ЕС при обсуждении и голосовании по проектам законодательных актов.

3. Любой гражданин Европейского Союза, а также любое физическое или юридическое лицо, проживающее или имеющее юридический адрес в государстве-члене ЕС, имеют право доступа к документам институтов, органов, учреждений и агентств Европейского Союза независимо от их носителя при соблюдении принципов и условий, которые будут определены в соответствии с настоящим параграфом.

Общие принципы и ограничения на основании соображений публичного или частного интереса, регулирующие осуществление данного права доступа к документам, устанавливаются посредством регламентов Европейским Парламентом и Советом ЕС, действующими в соответствии с обычной законодательной процедурой.

Каждый институт, орган, учреждение или агентство обеспечивают прозрачность своей деятельности и предусматривают в своем внутреннем регламенте специальные положения относительно доступа к своим документам в соответствии с регламентами, указанными во втором подпараграфе.

Настоящий параграф применяется к Суду Европейского Союза, Европейскому центральному банку и Европейскому инвестиционному банку только при осуществлении ими административных функций.

Европейский Парламент и Совет ЕС обеспечивают публичность документов, относящихся к законодательным процедурам, на условиях, предусмотренных регламентами, указанными во втором подпараграфе.

Статья 16

 

(бывшая Статья 286 TEC)

 

1. Каждое лицо имеет право на защиту относящихся к нему персональных данных.

2. Европейский Парламент и Совет ЕС, действуя в соответствии с обычной законодательной процедурой, разрабатывают нормы о защите физических лиц в части обработки персональных данных институтами, органами, учреждениями и агентствами Европейского Союза, а также государствами-членами ЕС при осуществлении деятельности, которая подпадает под действие права Европейского Союза, а также нормы о свободном перемещении таких данных. Контроль за соблюдением указанных норм осуществляется независимыми органами.

Нормы, принятые на основании настоящей Статьи, не затрагивают специальные нормы, предусмотренные в Статье 39 Договора о Европейском Союзе.

Статья 17

 

1. Европейский Союз уважает и не ограничивает статус церквей и религиозных ассоциаций или общин, установленный национальным правом государств-членов ЕС.

2. Европейский Союз также уважает статус философских и неконфессиональных организаций, установленный национальным правом.

3. Признавая их самобытность и их особый вклад, Европейский Союз ведет открытый, прозрачный и регулярный диалог с такими церквями и организациями.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.