Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 декабря 2017 г. N 03-03-06/1/81943 Об определении суммы расходов на производство и реализацию

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 декабря 2017 г. N 03-03-06/1/81943

 

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию установлен статьей 318 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно названной статье, расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

Перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), установленный пунктом 1 статьи 318 НК РФ, является открытым и определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения самостоятельно.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ, в частности пунктом 1 статьи 272 НК РФ.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены, в соответствии со статьей 319 НК РФ (пункт 2 статьи 318 НК РФ).

Из положений статей 252, 318 и 319 НК РФ следует, что выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть обоснованным. То есть механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. При этом налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели.

В соответствии со статьей 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Согласно статье 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

При этом, изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода (статья 313 НК РФ).

Учитывая указанное, изменение применяемого метода учета затрат путем внесения изменений в учетную политику возможно с начала нового налогового периода.

Налогоплательщик вправе вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения в течение налогового периода только в двух случаях: в случае изменения законодательства о налогах и сборах, а также в случае начала осуществления нового вида деятельности.

Вместе с тем, в случае обнаружения ошибочного отнесения затрат к группе расходов (прямые или косвенные) налогоплательщик на основании пункта 1 статьи 54 НК РФ может произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения) и подать в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

 

Заместитель директора Департамента

А.А. Смирнов

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

Механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. При этом налогоплательщик вправе отнести отдельные затраты, связанные с производством, к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести их к прямым, применив при этом экономически обоснованные показатели.

Изменение применяемого метода учета затрат путем внесения поправок в учетную политику возможно с начала нового налогового периода.

Налогоплательщик вправе вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения в течение налогового периода только в 2 случаях: при изменении законодательства о налогах и сборах, а также в случае начала осуществления нового вида деятельности.

Если выяснится, что затраты отнесены к конкретной группе расходов (прямые или косвенные) ошибочно, налогоплательщик может пересчитать налоговую базу и сумму налога за период, в котором были совершены ошибки (искажения), и подать уточненную декларацию.


Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 декабря 2017 г. N 03-03-06/1/81943


Текст письма официально опубликован не был