Постановление Верховного Суда РФ от 12 января 2018 г. N 16-АД17-6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу защитника Уланкина Алексея Тимофеевича, действующего на основании ордера и доверенности в интересах ректора учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов" Сафроновой Эвелины Викторовны, на вступившие в законную силу постановление должностного лица комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области от 16 ноября 2016 г. (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме) N 37/2976-11-16, решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 7 февраля 2017 г., решение судьи Волгоградского областного суда от 22 марта 2017 г. и постановление заместителя председателя Волгоградского областного суда от 9 июня 2017 г., вынесенные в отношении ректора учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов" (далее - УДПО "ВИПиПК руководящих кадров и специалистов", учреждение) Сафроновой Эвелины Викторовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением должностного лица комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области от 16 ноября 2016 г. N 37/2976-11-16, оставленным без изменения решением судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 7 февраля 2017 г., решением судьи Волгоградского областного суда от 22 марта 2017 г. и постановлением заместителя председателя Волгоградского областного суда от 9 июня 2017 г., ректор УДПО "ВИПиПК руководящих кадров и специалистов" Сафронова Э.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Уланкин А.Т. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных в отношении ректора УДПО "ВИПиПК руководящих кадров и специалистов" Сафроновой Э.В. по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ, положения данного закона приведены в настоящем постановлении в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ректора учреждения Сафроновой Э.В. к административной ответственности).
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 данной статьи индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. N 50, который предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориальные органы Росприроднадзора).
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ).
Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности.
В силу пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712 (далее - Правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности), на отходы I-IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (пункт 1 статьи 39 Федерального закона N 7-ФЗ).
Как следует из материалов дела, на основании приказа временно осуществляющего полномочия председателя комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 22 декабря 2015 г. N 1950 в период с 20 января 2016 г. по 12 февраля 2016 г. в отношении УДПО "ВИПиПК руководящих кадров и специалистов" была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В рамках проверки установлено, что данное учреждение эксплуатирует нежилое помещение по адресу: г. Волгоград, ул. Баррикадная, д. 17, в котором размещены офисные помещения.
При осуществлении хозяйственной деятельности учреждения образуются отходы 4 и 5 классов опасности: отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 4 05 122 02 60 5), мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (код по ФККО 7 33 100 01 72 4) и другие виды отходов.
Транспортировка и размещение отходов от деятельности учреждения осуществляется согласно дополнительному соглашению к договору аренды недвижимого имущества.
В нарушение приведенных выше норм отсутствует разработанный в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; не установлены специально уполномоченными органами исполнительной власти в области обращения с отходами нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; отсутствуют составленные и утвержденные паспорта на отходы 4 класса опасности (мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный).
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (т. 1, л.д. 57-59), актом проверки (т. 1, л.д. 88-91), приказом о проведении плановой выездной проверки (т. 1, л.д. 92-94), приказами о назначении ответственных лиц за сбор, накопление, хранение, учет и утилизацию отходов (т. 1, л.д. 107, 187), сведениями об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2015 год (т. 1, л.д. 109-113), данными учета в области обращения с отходами за 2015 год (т. 1, л.д. 123-156), договором на оказание услуг по сбору, транспортировке и передаче для дальнейшего размещения отходов (т. 1, л.д. 169-170) и другими материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно протоколу общего собрания учредителей УДПО "ВИПиПК руководящих кадров и специалистов" от 23 мая 2013 г. Сафронова Э.В. назначена на должность ректора.
На основании приказа от 12 января 2015 г. N 4/ОД Сафронова Э.В. является ответственным лицом за сбор, накопление, хранение, учет и утилизацию отходов.
Таким образом, ректор УДПО "ВИПиПК руководящих кадров и специалистов" Сафронова Э.В., допустившая в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ректора УДПО "ВИПиПК руководящих кадров и специалистов" Сафроновой Э.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области обращения с отходами.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы об отсутствии события и состава административного правонарушения со ссылкой на то, что учреждение не осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления, не является юридическим лицом, эксплуатирующим объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и не относится к хозяйствующим субъектам, которые обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, основан на ошибочном толковании норм закона и правомерно признан несостоятельным по итогам рассмотрения жалоб на постановление о назначении административного наказания.
Нижестоящие судебные инстанции при рассмотрении жалоб на постановление должностного лица обоснованно исходили из того, что в рассматриваемом случае не имеет правового значения, является ли учреждение субъектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. В силу приведенных выше положений Федерального закона N 89-ФЗ, Федерального закона N 7-ФЗ и Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) обязаны разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, обеспечить установление специально уполномоченными органами нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принять меры к отнесению образующихся отходов к конкретному классу опасности, составлению и утверждению паспорта на отходы IV класса опасности.
Субъектом малого и среднего предпринимательства учреждение не является.
Невыполнение указанных требований законодательства образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а потому ректор учреждения Сафронова Э.В. правомерно привлечена к административной ответственности, установленной данной нормой.
Доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и обоснованно отвергнуты как несостоятельные. Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ректору УДПО "ВИПиПК руководящих кадров и специалистов" Сафроновой Э.В., в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановление должностного лица комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области от 16 ноября 2016 г. N 37/2976-11-16, решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 7 февраля 2017 г., решение судьи Волгоградского областного суда от 22 марта 2017 г. и постановление заместителя председателя Волгоградского областного суда от 9 июня 2017 г., вынесенные в отношении ректора УДПО "ВИПиПК руководящих кадров и специалистов" Сафроновой Э.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобу защитника Уланкина А.Т., действующего на основании ордера и доверенности в интересах ректора УДПО "ВИПиПК" Сафроновой Э.В., - без удовлетворения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Верховный Суд РФ признал, что ректор учреждения обоснованно оштрафован за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления (ст. 8.2 КоАП РФ).
Законодательство обязывает юрлиц и предпринимателей, в деятельности которых образуются отходы (кроме субъектов малого и среднего бизнеса), разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также обеспечить установление уполномоченными органами данных нормативов и лимитов. Кроме того, они обязаны принять меры к отнесению образующихся отходов к конкретному классу опасности, составлению и утверждению паспорта на отходы I-IV классов опасности.
При проверке было установлено, что в процессе деятельности учреждения образуются отходы IV и V классов опасности. А именно: отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный и др.
Однако соответствующий проект не был разработан, нормативы и лимиты не установлены. Отсутствовали паспорта на отходы IV класса (мусор от офисных и бытовых помещений).
В рассматриваемом случае не имеет правового значения, является ли учреждение субъектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.
Постановление Верховного Суда РФ от 12 января 2018 г. N 16-АД17-6
Текст постановления официально опубликован не был