Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение Государственной корпорации (далее - Организация) по вопросу исчисления и уплаты налога на прибыль организаций при уступке прав требования дивидендов и сообщает следующее.
Как следует из обращения, на основании возмездного договора Организацией в пользу иностранной организации - резидента Монголии были уступлены права требования по дивидендам, начисленным, но не выплаченным другой иностранной организацией - резидентом Монголии, акционером которой являлась Организация.
В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
Статьей 7 Кодекса установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
Налогообложение доходов российских организаций от источников в Монголии осуществляется с учетом положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии от 05.04.1995 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" (далее - Соглашение).
Согласно части 3 статьи 10 Соглашения термин "дивиденды" при использовании в указанной статье Соглашения означает доход от акций или других прав, которые не являются долговыми требованиями, дающими право на участие в прибыли, а также доход от других корпоративных прав, который подлежит такому же налоговому регулированию, как доход от акций, в соответствии с законодательством Государства, в котором компания, распределяющая прибыль, имеет постоянное местопребывание.
По мнению ФНС России, рассматриваемый доход Организации от уступки права требования, соответствует понятию "дивиденды" в понимании статьи 10 Соглашения, поскольку основанием для его получения явился факт владения Организацией акциями монгольской организации. Следовательно, доход в виде оплаты за уступленное право требования является доходом от акций и подлежит налогообложению по правилам, установленным Соглашением и Кодексом для дивидендов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Соглашения дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве (в данном случае, в Монголии), лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве (в данном случае, в Российской Федерации) могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
В этой связи в рассматриваемой ситуации доход Организации от уступки права требования подлежит налогообложению в Российской Федерации по правилам, установленным Кодексом для дивидендов, полученных от иностранных организаций.
Особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, установлены статьей 275 Кодекса. Согласно пункту 2 статьи 275 Кодекса если источником дохода налогоплательщика является иностранная организация, сумма налога в отношении полученных дивидендов определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из суммы полученных дивидендов и соответствующей налоговой ставки, предусмотренной пунктом 3 статьи 284 Кодекса.
Таким образом, уменьшение дохода в виде дивидендов на расходы, связанные с их получением, статьей 275 Кодекса не предусмотрено.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса для российских организаций установлена ставка налога на прибыль организаций в размере 0 процентов по доходам в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации.
Как следует из обращения, Организации принадлежит менее 50% акций монгольской организации. В этой связи рассматриваемые доходы Организации подлежат налогообложению в Российской Федерации по общеустановленной ставке в размере 13 процентов, предусмотренной подпунктом 2 пункта 3 статьи 284 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 271 Кодекса датой получения доходов в виде дивидендов признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика.
В обращении указано, что при поступлении средств за уступленное право требования Организацией был исчислен и уплачен в бюджет налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от иностранных организаций российскими организациями.
В то же время информации о порядке определения суммы дохода и примененной налоговой ставке обращение не содержит.
В этой связи сделать вывод об исчислении Организацией налога в завышенном размере и, как следствие, о праве обратиться в налоговый орган с заявлением о зачете или возврате излишне уплаченного налога не представляется возможным.
Действительный |
Д.С. Сатин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.