Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 19 января 2018 г. N 03-07-11/2791
В связи с письмом по вопросам применения с 1 января 2018 года положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), касающихся операций по реализации лома и отходов черных и цветных металлов, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет.
Кроме того, на основании статьи 176 Кодекса при превышении налоговых вычетов над суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по деятельности налогоплательщика за налоговый период, полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику путем возврата (зачета) на основании решения налогового органа, которое выносится по результатам камеральной проверки, проводимой в течение трех месяцев с момента представления в налоговые органы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
Таким образом, в связи с отменой освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации лома и отходов черных и цветных металлов, предусмотренной ранее подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные при ввозе товаров, используемых для осуществлении операций по реализации таких лома и отходов, принимаются к вычету (возвращаются (зачитываются) у налогоплательщиков, реализующих лом и отходы черных и цветных металлов, в порядке и на условиях, предусмотренных вышеуказанными статьями 171, 172 и 176 Кодекса.
Что касается вычетов сумм налога на добавленную стоимость по приобретаемым лому и отходам черных и цветных металлов у организаций и индивидуальных предпринимателей, исчисляющих налог на добавленную стоимость в качестве налоговых агентов, то право на такие вычеты имеется у налогоплательщиков налога на добавленную стоимость, использующих указанные товары в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость. При этом пунктом 3 статьи 172 Кодекса установлен особый порядок принятия к вычету налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации сырьевых товаров на экспорт, облагаемых по нулевой ставке, согласно которому вычет налога по приобретенным товарам (работам, услугам) производится на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса.
Абзацем четвертым пункта 8 статьи 161 Кодекса предусмотрено, что налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации лома и отходов черных и цветных металлов определяется налоговыми агентами, которыми признаются покупатели (получатели) данных товаров. В целях применения данного положения Кодекса получателями товаров являются организации и индивидуальные предприниматели, получающие право собственности на лом и отходы черных и цветных металлов на безвозмездной основе.
Одновременно сообщается, что в целях практического применения вышеуказанных положений Кодекса рекомендуем руководствоваться инструктивным письмом ФНС России от 16 января 2018 г. N СД-4-3/480@ "О порядке применения НДС налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации", размещенным на официальном сайте ФНС России.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.