Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 февраля 2018 г. N 03-11-11/11324
Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение по вопросам налогообложения в Российской Федерации и в Финляндской Республике доходов, полученных зарегистрированным в Российской Федерации индивидуальным предпринимателем, являющимся налоговым резидентом Финляндской Республики, сообщает.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В случае если сдача физическим лицом в аренду недвижимого имущества, а также деятельность по подготовке к продаже и продаже недвижимого имущества отвечает вышеуказанным признакам предпринимательской деятельности, то физическое лицо должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя с указанием соответствующего вида деятельности.
Из обращения следует, что налогоплательщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и применяет упрощенную систему налогообложения.
При этом действующее между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 04.05.1996 (далее - Соглашение) применительно к Российской Федерации распространяется на налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц.
Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не содержит специальной статьи по устранению двойного налогообложения.
Согласно статье 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса.
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Принимая во внимание, что упрощенная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей заменяет собой не только налог на доходы физических лиц, но также и устанавливает освобождение от обязанности уплаты налога на имущество физических лиц и налога на добавленную стоимость, налог, уплачиваемый в связи с применением указанной системы налогообложения, не является идентичным или по существу аналогичным налогам, на которые распространяется Соглашение.
В связи с этим положения Соглашения не распространяются на упрощенную систему налогообложения.
Вместе с тем сообщаем, что по поставленным в обращении вопросам, касающимся налогового резидентства в Финляндской Республике, порядка налогообложения доходов физического лица в Финляндской Республике, а также порядка зачета налога, следует обратиться в соответствующий компетентный орган Финляндской Республики, которым в соответствии со статьей 3 Соглашения является Министерство финансов Финляндии.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.