Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 мая 2018 г. N 03-07-11/29894
Вопрос: АО (далее по тексту - Организация) просит письменно разъяснить применение норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в области налогообложения налогом на добавленную стоимость в части применения пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ, а именно, об обязанности восстановить ранее предъявленный НДС в случае передачи имущества в уставный капитал дочернего общества по имуществу, полученному Организацией при реорганизации.
Организация передает в счет увеличения уставного капитала дочерней компании, имущество, которое ранее было ею получено в результате реорганизации в форме присоединения к ней другого юридического лица. При реорганизации имущество было передано Организации, в соответствии с гражданским законодательством РФ, по согласованной акционерами рыночной стоимости, которая выше остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета присоединённого юридического лица.
Организация просит разъяснить, возникает ли у нее обязанность, предусмотренная пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ, по восстановлению НДС со стоимости передаваемого в уставный капитал имущества, полученного ранее в результате реорганизации, если при его получении в результате реорганизации, НДС к вычету не принимался, т.к. по правилам главы 21 НК РФ в случае реорганизации НДС не начисляется передающей стороной и не принимается к вычету получающей.
Если у Организации возникает обязанность по восстановлению НДС со стоимости имущества, полученного при реорганизации, при его передаче в уставный капитал дочерней компании, просим разъяснить, с какой стоимости необходимо исчислять (восстанавливать) НДС, если в бухгалтерском учете Организации остаточная стоимость основных средств считается от рыночной стоимости, по которой было ей передано имущество при присоединении.
Вправе ли Организация в такой ситуации восстанавливать НДС исходя из остаточной стоимости по данным присоединенного юридического лица, т.к. с рыночной стоимости полученного при реорганизации имущества, Организация НДС к вычету не предъявляла.
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость правопреемником организации, реорганизованной в форме присоединения, по имуществу, полученному при присоединении и в дальнейшем передаваемому в качестве взноса в уставный капитал дочернего общества, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
В случаях, поименованных в пункте 3 статьи 170 и статье 171.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, к правопреемнику организации, реорганизованной в форме присоединения, переходит, в том числе обязанность по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость в отношении товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе основных средств и нематериальных активов, полученных при присоединении, предусмотренная вышеуказанными пунктом 3 статьи 170 и статьей 171.1 Кодекса. При этом сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая восстановлению, определяется на основании данных организации, реорганизованной в форме присоединения, исходя из суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.