Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 29 мая 2018 г. N 03-01-11/36223
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает.
Принятие решений по вопросу корректировки ставок ввозных таможенных пошлин относится к компетенции единого постоянно действующего регулирующего органа Евразийского экономического союза - Евразийской экономической комиссии.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1166 "О Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции" определено, что рассмотрение предложений Российской Федерации по корректировке ставок таможенных пошлин отнесено к компетенции подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (далее - Подкомиссия).
Для вынесения на рассмотрение Подкомиссии предложений касательно корректировки ставок таможенных пошлин необходимо представление обосновывающих материалов, подтверждающих целесообразность введения предлагаемой меры, с учетом всех экономических и финансовых последствий как для экономики Российской Федерации в целом, так и для федерального бюджета, в секретариат Подкомиссии по форме, размещенной на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации (www.economy.gov.ru, раздел "Внешнеэкономическая деятельность").
Одновременно сообщаем, что при рассмотрении вопросов изменения ставок ввозных или вывозных таможенных пошлин на товары одним из основных принципов формирования таможенного тарифа является принцип эскалации тарифа, который предполагает повышение ставок ввозных таможенных пошлин по мере роста степени технологической переработки товаров и установление экспортных пошлин исключительно на сырьевые товары.
Учитывая изложенное, заинтересованные лица при необходимости могут обратиться в вышеуказанную подкомиссию с представлением всех необходимых материалов.
О земельном налоге.
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог относится к местным налогам.
Земельный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов и в федеральный бюджет не поступает.
Средства от уплаты данного налога направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
На основании статьи 387 главы 31 "Земельный налог" Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеров, установленных в указанном пункте статьи 394 Кодекса.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 394 Кодекса).
Также обращаем внимание, что пунктом 2 статьи 387 Кодекса представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлено право самостоятельно устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, вопросы о введении земельного налога, установлении размера налоговой ставки, а также установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которых введен земельный налог.
В отношении акцизов.
Акцизами облагаются товары массового спроса, имеющие высокую доходность производства, а также оказывающие негативное воздействие на здоровье человека или окружающую среду.
Так, в соответствии со статьей 181 Кодекса к подакцизным товарам, в частности, относятся: алкогольная продукция, табачная продукция, автомобили легковые, автомобильный бензин, дизельное топливо и другие товары.
При установлении ставок акцизов на подакцизные товары учитывается необходимость решения одновременно нескольких задач: формирование доходной базы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет средств которых финансируются основные социально значимые государственные программы, в частности, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение.
Учитывая изложенное, предложение об отмене акцизов не поддерживается.
В части вопроса о введении фиксированной суммы налога на доходы физических лиц.
Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Порядок обложения доходов физических лиц налогом на доходы физических лиц предусмотрен главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
В соответствии со статьей 209 Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный такими налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, - доход, полученный от источников в Российской Федерации.
Таким образом, объектом обложения налогом на доходы физических лиц является доход налогоплательщика.
В случае отсутствия облагаемого дохода у физического лица не возникает обязанности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
В настоящее время в Российской Федерации применяется налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц в размере 13 процентов с доходов.
Учитывая изложенное, предложение об установлении фиксированной платы налога на доходы физических лиц, например, в размере 5 000 рублей, вне связи с фактически полученным налогоплательщиком доходом не соответствует концепции указанного налога и не поддерживается.
По вопросу пенсионного обеспечения.
Пенсионная система в Российской Федерации включает обязательное пенсионное страхование, состоящее из страховой и накопительной пенсии и негосударственное пенсионное обеспечение.
Право на страховую пенсию по старости имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии достижения необходимого пенсионного возраста, наличия страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Право на накопительную пенсию возникает у граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с указанным федеральным законом, при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, при условии, что застрахованное лицо имеет право на страховую пенсию по старости.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" у граждан есть возможность самостоятельно формировать право на накопительную пенсию, вступив в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию. Также работодатель вправе принять решение об уплате взносов в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию.
Дополнительно отмечаем, что застрахованные лица вправе отказаться от формирования накопительной пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации и выбрать негосударственный пенсионный фонд.
Также в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" граждане Российской Федерации имеют право на негосударственное пенсионное обеспечение, которое реализуется путем заключения договора негосударственного пенсионного обеспечения с негосударственным пенсионным фондом и предусматривает регулярное перечисление пенсионных взносов в негосударственный пенсионный фонд. При этом перечисления пенсионных взносов могут осуществляться как физическими лицами в пользу себя или других физических лиц, так и организациями в пользу своих сотрудников.
В настоящее время индивидуальные предприниматели вправе применять патентную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.5 Кодекса.
Кроме того, в целях регулирования деятельности граждан на условиях самозанятости, включая вопросы их налогообложения приняты Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 401-ФЗ); Федеральный закон от 26.07.2017 N 199-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 199-ФЗ).
Федеральным законом N 401-ФЗ статья 83 Кодекса дополнена пунктом 73, в соответствии с которым постановка на учет (снятие) с учета физического лица (за исключением лиц, указанных в статье 227.1 Кодекса), не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (далее - самозанятые граждане), в указанном качестве осуществляется налоговым органом по месту жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица на основании представляемого им в любой налоговый орган по своему выбору уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (далее - Уведомление).
Статья 217 Кодекса дополнена пунктом 70, согласно которому не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на доходы физических лиц доходы в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд:
по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
по репетиторству;
по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.
При этом законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены также иные виды услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения в соответствии с указанным пунктом.
Указанные положения распространяются на физических лиц, уведомивших налоговый орган в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 Кодекса и не привлекающих наемных работников для оказания указанных в названном пункте услуг.
Таким образом, Кодекс предусматривает достаточное количество льготных режимов налогообложения физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.