Приложение 3. Меры налоговой политики по видам налогов

Приложение 3

 

МЕРЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ПО ВИДАМ НАЛОГОВ

 

Налогообложение прибыли организаций

 

1. Снятие ограничения на применение инвестиционного налогового вычета участниками консолидированных групп налогоплательщиков (далее - КГН), а также расширение сферы его применения в части компенсации затрат налогоплательщиков, осуществляющих строительство объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур в рамках договора о комплексном освоении территории.

2. Продление моратория на создание новых КГН и ограничение на внесение изменений в действующие договоры о создании КГН в части присоединения или выхода организаций из этих групп с установлением предельного срока действия договора о создании КГН до 1 января 2023 года.

3. Введение обязанности для ответственных участников КГН по представлению информации о прогнозируемых поступлениях от КГН по налогу на прибыль организаций для целей обеспечения эффективного бюджетного планирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых участники КГН осуществляют свою деятельность.

4. Уточнение условий применения участниками региональных инвестиционных проектов преференций, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, а также установленного понятийного аппарата для единообразного толкования и исключения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками.

5. Возложение на индивидуальных предпринимателей (по аналогии с организациями) обязанности налогового агента по налогу на прибыль организаций при выплате доходов иностранным организациям, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации.

6. Регламентирование порядка учета для целей налогообложения прибыли/убытков реорганизованных организаций в целях исключения незаконной налоговой оптимизации.

7. Установление порядка учета расходов организации по приобретению основных средств, используемых в производственной деятельности, но не подлежащих амортизации в соответствии с нормами законодательства о налогах и сборах.

8. Ограничение права субъектов Российской Федерации с 2023 года устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации с учетом предлагаемых изменений в правила налогообложения при трансфертном ценообразовании.

9. Устранение неопределенности и формирование единообразного подхода к налогообложению в отношении операций, связанных с возвратом средств финансирования при выходе из дочерних обществ и их ликвидацией. Признание для целей налогообложения убытков, возникающих у материнской компании при ликвидации хозяйственных обществ (либо при выходе из обществ), а сумму превышения стоимости имущества, получаемого при ликвидации над взносом акционера в уставный капитал, признание в качестве дивидендов.

10. Совершенствование налогообложения доходов и расходов, связанных с финансированием зарубежных геологоразведочных проектов, источником которых являются займы, предоставленные взаимозависимыми лицами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации, в целях стимулирования деятельности российских нефтяных компаний по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья вне территории Российской Федерации.

11. Продление до 2024 года включительно в целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации зачисления в федеральный бюджет суммы налога на прибыль организаций, исчисленной по ставке 3 процента, в бюджеты субъектов Российской Федерации - 17 процентов, в целях последующего распределения одного процентного пункта указанного налога между бюджетами наименее обеспеченных регионов.

 

Налог на добавленную стоимость

 

1. Повышение основной ставки НДС с 18 до 20 процентов с сохранением всех действующих пониженных ставок по НДС.

2. Для ускорения возмещения НДС налогоплательщикам, в том числе экспортерам, снижение с 7 до 2 млрд. рублей размера совокупной суммы налогов, уплаченных налогоплательщиком за 3 предшествующих года, при достижении которого налогоплательщику предоставляется право на применение заявительного порядка возмещения НДС без представления в налоговые органы банковской гарантии или договора поручительства.

3. Исключение из перечня документов, представляемых в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией по НДС, копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, с отметками таможенных органов, подтверждающими фактический вывоз товаров с территории Российской Федерации, в целях упрощения подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров.

4. Регламентирование порядка применения НДС правопреемниками реорганизованных организаций в целях исключения незаконной налоговой оптимизации.

 

Налог на доходы физических лиц

 

1. Уточнение в целях налогообложения порядка пересчета в рубли расходов на приобретение облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте.

2. Уточнение условий предоставления налоговых вычетов в отношении опекунов недееспособных граждан.

3. Уточнение условий предоставления имущественных налоговых вычетов в сумме фактических расходов на погашение процентов по кредитам, полученным в целях рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, если такие кредиты выданы в соответствии с программой помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации.

4. Уточнение условий социальных налоговых вычетов в целях унификации их применения.

5. В целях обеспечения определенности налогообложения:

- уточнение порядка признания расходов при определении налоговой базы в случае продажи жилого помещения, доли в котором выделены членам семьи, направившим средства материнского капитала на погашение обязательств по ипотечному жилищному кредиту, выданному на приобретение указанного жилого помещения;

- уточнение порядка признания расходов при определении налоговой базы при передаче имущества участнику организации в случае ее ликвидации;

- уточнение порядка признания расходов при определении налоговой базы при продаже недвижимого имущества, используемого в предпринимательской деятельности;

- уточнение порядка налогообложения доходов в виде экономической выгоды при прекращении обязательств без их исполнения налогоплательщиком;

- уточнение порядка налогообложения в части применения имущественного налогового вычета при продаже имущества, полученного на безвозмездной основе, а также в порядке дарения или наследования.

6. В целях обеспечения полноты и своевременности уплаты НДФЛ:

- введение права самостоятельного исчисления налоговым органом НДФЛ в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации при продаже недвижимого имущества (с учетом кадастровой стоимости указанного имущества);

- расширение круга лиц, на которых возложены обязанности налоговых агентов в отношении доходов по операциям с ценными бумагами.

7. Уточнение порядка исчисления и уплаты НДФЛ индивидуальными предпринимателями с учетом отмены декларирования предполагаемого дохода.

8. Предоставление права представления отчетности по месту учета одного из обособленных подразделений в случаях наличия нескольких обособленных подразделений организации на территории одного муниципального образования.

 

Имущественные налоги

 

1. Продолжение работы по переходу к налогообложению объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости.

2. Исключение с 1 января 2019 года движимого имущества из объектов обложения налогом на имущество организаций для создания стимулов для ускоренного внедрения и развития технологий отечественной промышленности, а также обновления активной части основных фондов организаций (машин, оборудования).

3. Уточнение порядка исчисления налога на имущество физических лиц с установлением коэффициента, ограничивающего ежегодное увеличение суммы налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости, не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом. Апробация применения такого коэффициента в 2018 году при исчислении налога за 2017 год будет осуществляться на территориях 28 субъектов Российской Федерации, где исчисление налога на имущество физических лиц осуществляется с коэффициентом 0,6. Одновременно предусматривается отказ от применения временного коэффициента в размере 0,8, применяемого, начиная с четвертого налогового периода применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу.

4. Продолжение работы по реализации механизма "двух ключей", в рамках которой предлагается передать регионам полномочия по установлению налоговых льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу для резидентов особых экономических зон и управляющих компаний особых экономических зон, участников свободной экономической зоны.

 

Налог на добычу полезных ископаемых

 

1. Проведение мониторинга действия специфических ставок НДПИ при добыче многокомпонентных комплексных руд в Красноярском крае, установленных с 1 января 2017 года, и подготовка по итогам которого будут подготовлены рекомендации по распространению специфических ставок НДПИ на другие регионы и на другие виды полезных ископаемых, включая общераспространенные.

2. Проведение работы по подготовке проекта федерального закона, направленного на совершенствование механизма налогообложения НДПИ добычи руд редких металлов и редких металлов, имеющих стратегическое назначение.

3. В целях обеспечения сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

- повышение в период с 1 сентября по 31 декабря 2018 года при добыче газа горючего природного налогоплательщиками, являющимися собственниками объектов Единой системы газоснабжения, используемого при расчете ставки НДПИ коэффициента Кгп до значения 2,055;

- продление действия повышенной ставки НДПИ при добыче нефти (плюс 428 рублей за тонну), установленной на 2018-2020 годы, на период до 31 декабря 2021 года.

 

Налог на дополнительный доход

 

Введение с 1 января 2019 года нового режима налогообложения для нефтяного сектора - налог на дополнительный доход при добыче углеводородного сырья (далее - НДД), который будет осуществляться в тестовом режиме на отдельных участках недр, расположенных как в традиционных, так и новых регионах нефтедобычи.

Снижение в рамках режима НДД суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей, то есть НДПИ и вывозной таможенной пошлины на нефть, и введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, величина которого зависит от величины расчетного денежного потока от деятельности по разработке отдельного участка недр с учетом сложившихся на мировых рынках цен на углеводородное сырье и фактически понесенных и оплаченных капитальных и операционных затрат на его добычу.

 

Упрощенная система налогообложения и Единый сельскохозяйственный налог

 

1. Установление порядка определения остаточной стоимости основных средств для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН.

2. Уточнение порядка определения налоговой базы по УСН в отношении учета доходов и расходов товариществ собственников жилья, товариществ собственников недвижимости, управляющих организациями, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих товариществ (некоммерческих партнерств), жилищных, садоводческих, огороднических, дачных или иных специализированных потребительских кооперативов в части средств, полученных от собственников недвижимости в оплату коммунальных услуг и перечисленных ресурсоснабжающим организациям.

3. Уточнение порядка учета субсидий и средств финансовой поддержки, полученных из бюджетной системы Российской Федерации, налогоплательщиками, применяющими УСН и ЕСХН, в случае компенсации за счет указанных средств ранее произведенных налогоплательщиками расходов.

4. В целях упрощения порядка учета расходов на приобретение основных средств по ЕСХН и УСН и приведения в соответствие с положениями главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса, исключение нормы, согласно которой основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

5. Предоставление Правительству Российской Федерации права устанавливать порядок отнесения судов к рыбопромысловому флоту в целях исключения неоднозначной правоприменительной практики ЕСХН сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляющими рыболовство.

 

Патентная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и торговый сбор

 

1. Расширение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения (далее - ПСН), за счет включения в него видов деятельности, связанных с растениеводством и животноводством, а также услуг, связанных с этими видами деятельностями.

2. Предоставление субъектам Российской Федерации полномочий по установлению ограничений для применения ПСН:

- по общей площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;

- по общему количеству автотранспортных средств и судов водного транспорта;

- по общему количеству объектов розничной торговли и общественного питания и (или) их общей площади.

3. Уточнение отдельных положений главы 33 "Торговый сбор" Налогового кодекса, исходя из практики его применения в г. Москве.

4. Запрет применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) и ПСН организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю в части реализации товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Налог на профессиональный доход

 

Разработка нового специального налогового режима - системы налогообложения в виде налога на профессиональный доход для физических лиц, не имеющих наемных работников, в том числе самозанятых граждан, предусматривающего использование новых информационно-технологических решений, позволяющих налогоплательщикам автоматизировано с использованием мобильного приложения обмениваться информацией с налоговыми органами без представления налоговой отчетности, а также уплачивать единый платеж с выручки, включающий налог и страховые взносы.

На первом этапе в течение 10 лет планируется проведение пилотного проекта по применению указанного специального налогового режима в отдельных субъектах Российской Федерации.

 

Страховые взносы

 

1. Фиксация тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22 процентов с предельной величиной базы для обложения взносами и 10 процентов сверх предельной величины на бессрочный период, а общего размера тарифов страховых взносов на все виды обязательного социального страхования на уровне 30 процентов.

2. Освобождение компенсационных выплат работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по оплате стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно неработающих членов их семей от уплаты страховых взносов, учитывая, что компенсация аналогичных расходов самого работника не облагается страховыми взносами согласно положениям действующего законодательства о налогах и сборах.

3. Установление пониженных тарифов страховых взносов резидентам территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) в Дальневосточном федеральном округе и резидентам свободного порта Владивосток (далее - СПВ), получившим соответствующий статус и открывшим новые производства до 31 декабря 2025 года, без учета ограничений по срокам, истекшим со дня создания соответствующей ТОСЭР или со дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток", установив минимальный объем инвестиций, осуществляемых такими резидентами.

4. Определение нового подхода к применению резидентами ТОСЭР на всей территории Российской Федерации и резидентами СПВ пониженных тарифов страховых взносов, в соответствии с которым указанные тарифы страховых взносов будут применяться резидентами исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах.

 

Акцизы

 

1. Сохранение на уровне, установленном действующим законодательством о налогах и сборах, ставок акцизов на 2019-2020 годы. Индексация ставок акцизов на 2021 год в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции (4%).

2. Включение в перечень подакцизных товаров спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции (независимо от объема тары, в которую она разлита) и установление на нее ставки акциза в размере 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта. В целях недопущения роста цен на парфюмерно-косметическую продукцию и продукцию бытовой химии предоставление организациям, имеющим свидетельство на производство парфюмерно-косметической продукции и (или) свидетельство на производство спиртосодержащей продукции бытовой химии, право на налоговый вычет в размере суммы акциза, исчисленной налогоплательщиком при оприходовании приобретенного или произведенного этилового спирта, при условии документального подтверждения факта использования указанного спирта в целях производства спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции или продукции бытовой химии, указанных в свидетельстве.

Взимание акциза в размере, установленном действующим законодательством в отношении этилового спирта, используемого для производства алкогольной продукции при реализации этилового спирта в целях, не связанных с производством алкогольной продукции.

3. Отмена с 2019 года пониженной ставки акциза в отношении вин и игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения, с установлением единой ставки акциза на вина и игристые вина (шампанские) как производимые на территории Российской Федерации, так и ввозимые на территорию Российской Федерации.

4. Отнесение к подакцизным товарам винограда, используемого производителями винодельческой продукции при производстве вина, игристого вина (шампанского) и предоставление указанным производителям, использующим в качестве сырья виноград, выращенный на территории Российской Федерации, налогового вычета с применением повышающего коэффициента.

5. Установление ставки акциза на винные напитки, произведенные без добавления этилового спирта, в размере ставки акциза на игристые вина (шампанские), а именно 36 рублей за 1 литр в 2019 году, 37 рублей за 1 литр в 2020 году, 38 рублей за 1 литр в 2021 году.

6. Снижение с 10 млрд. рублей до 2 млрд. рублей размера совокупной суммы налогов, уплаченных налогоплательщиком за три предшествующих года, при достижении которого налогоплательщику предоставляется право на применение освобождения от уплаты акцизов при поставке подакцизных товаров на экспорт без представления в налоговые органы банковской гарантии или договора поручительства.

7. Освобождение от уплаты НДС и акцизов налогоплательщиков, осуществляющих ввоз автомобильного бензина и (или) дизельного топлива на территорию города Байконур с территории Республики Казахстан в пределах устанавливаемых квот.

 

Международное налогообложение

 

1. Осуществление работы по борьбе с уклонением от налогообложения в рамках реализации Плана по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (План BEPS) и обеспечению перехода к автоматическому обмену налоговой информацией.

1.1. Дополнение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Правилами проведения взаимосогласительных процедур с компетентными органами иностранных государств, которыми необходимо определить:

- круг лиц, имеющих право на обращение в компетентный орган для проведения взаимосогласительной процедуры;

- формы и сроки подачи обращения;

- соотношение между механизмом взаимосогласительной процедуры и иными средствами защиты, предусмотренными национальным законодательством;

- документацию, необходимую для направления обращения в компетентный орган для проведения взаимосогласительной процедуры;

- порядок выполнения достигнутых договоренностей в рамках взаимосогласительной процедуры (возврат излишне удержанных/уплаченных налогов или доначисление сумм налогов).

1.2. Завершение необходимых внутригосударственных процедур для целей применения положений многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24 ноября 2016 года.

1.3. Обеспечение обмена страновыми отчетами по транснациональным компаниям между государствами. Обеспечение обмена финансовой информацией на автоматической основе в рамках реализации положений Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам. Мониторинг действия новых положений Налогового кодекса с точки зрения их правовой определенности, а также влияния на налоговое администрирование, обеспечение сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повышение прозрачности деятельности налогоплательщиков.

2. Уточнение положения Налогового кодекса, определяющего понятие постоянного представительства иностранной организации, в целях устранения выявленных на практике коллизий принятых норм.

 

Государственная пошлина

 

1. Снижение размера государственной пошлины "до нуля" при подаче заявления о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме электронного документа ("старт за ноль").

2. Установление дифференцированного подхода к определению размера государственной пошлины для лиц, осуществляющих розничную торговлю алкогольной продукцией в зависимости от количества мест осуществления деятельности.

3. Введение государственной пошлины за выдачу свидетельств на совершение операций по переработке нефтяного сырья.

4. Установление государственной пошлины за выдачу федеральных специальных и (или) акцизных марок с двухмерным штриховым кодом, содержащим идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системе учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для маркировки алкогольной продукции.

 

Меры в области налогового администрирования и налогового контроля

 

1. Сохранение контроля за трансфертным ценообразованием по внутрироссийским сделкам лишь в тех случаях, когда возможные риски, связанные с ущербом для бюджетной системы, в особенности для бюджетов субъектов Российской Федерации, являются значительными, а именно:

а) в случае освобождения от уплаты налога на прибыль организаций или применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций, в том числе участниками и резидентами особых экономических зон региональных инвестиционных проектов, специальных инвестиционных контрактов, территорий опережающего социально-экономического развития;

б) в случае, если одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, и предметом сделок является добытое полезное ископаемое, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах.

2. Корректировка условий привлечения к налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате применения в целях налогообложения трансфертных цен в контролируемых сделках, в частности:

- освобождение налогоплательщиков от такой налоговой ответственности при условии, что применение трансфертных цен не повлекло за собой уменьшение совокупной суммы налога, зачисляемой сторонами таких сделок в консолидированный бюджет Российской Федерации по итогам одного налогового периода, в котором совершена контролируемая сделка;

- начисление суммы штрафа на сумму разницы между суммой неуплаченного налога одной стороной сделки и суммой налога, подлежащей возврату (зачету) другой стороне контролируемой сделки (российской организации).

3. Изменение порядка определения трансфертных цен в высокорисковых трансграничных сделках, предметом которых выступают нематериальные активы, товары биржевой торговли, а также реализация мер, направленных на выявление реального содержания сделок, для целей реализации плана BEPS.

4. Отмена обязанности представления налоговой декларации налогоплательщиками, применяющими УСН с объектом налогообложения в виде доходов и использующими контрольно-кассовую технику, обеспечивающую передачу фискальных данных в налоговые органы в режиме "он-лайн" (далее - ККТ).

5. Установление предельного размера пеней, в соответствии с которым сумма пеней, начисленных на недоимку, не должна превышать размер этой недоимки.

6. В целях улучшения условий исполнения физическими лицами обязанности по уплате платежей, регулируемых Налоговым кодексом, предоставление им права:

- уплаты таких платежей через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в случаях, когда субъектами Российской Федерации на них возложены соответствующие функции;

- добровольного перечисления в бюджетную систему Российской Федерации единого платежа в счет предстоящей уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц.

7. Расширение использования института "уточнение платежа", в том числе в случаях ошибочного указания в платежных документах реквизитов счетов Федерального казначейства.

8. Освобождение от ответственности за несвоевременное перечисление сумм налогов в бюджетную систему Российской Федерации налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени.

9. Сокращение предельного срока проведения камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость до двух месяцев с возможностью его продления по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа до трех месяцев в случае, если до окончания такой проверки налоговым органом установлены факты, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах.

10. Усовершенствование порядка учета в налоговых органах иностранных граждан, не имеющих на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания) и принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств.

11. Урегулирование возможности для использования в налоговой сфере банковских гарантий, предоставляемых банками, включенными в план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению их банкротства.

12. Расширение возможности использования поручительства для целей применения заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость, а также применения освобождения от уплаты акцизов при поставке подакцизных товаров на экспорт, по которому сумма обязательств поручителя не может превышать 50 процентов стоимости чистых активов поручителя, вместо действующего 20 процентного предельного размера.

13. Продолжение работы по созданию единого механизма сквозного контроля на всех этапах оборота импортных товаров, подлежащих прослеживаемости. Особенностью системы прослеживаемости будет являться полностью электронный документооборот счетов-фактур и универсального передаточного документа между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по созданию, внедрению и сопровождению НСП, и налогоплательщиками, в том числе применяющими специальные режимы налогообложения, при продаже импортных товаров. В связи с этим предполагается внесение изменений в часть первую и главы 21, 26.1, 26.2, 26.3 и 26.5 Налогового кодекса, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения в налоговую декларацию по НДС.

Результатами проводимой работы должны стать дальнейшее увеличение платежей в бюджеты всех уровней, обеление соответствующих секторов экономики, повышение конкурентоспособности отечественного производства.